15 апреля

Речевые игры с клавесами

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.  Они загружены различными секциями, кружками. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. Отсюда вытекает проблема словаря, произношения, проблема выразительности речи.

 

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

 

Дошкольный возраст – это тот период, когда расширяется круг общения детей. Их интересы начинают  выходить за рамки узкосемейных связей и дети начинают общаться более с широким кругом людей, особенно со сверстниками. А такие социальные изменения требуют от детей хорошего владения речью. Именно поэтому, развитие речи  является одной из приоритетных задач дошкольной системы образования.

 

Согласно  ФОП  ДО :

·        речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; 

·        развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 

·        развитие речевого творчества; 

·        развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Современная система обучения и воспитания в ДОУ предлагает множество различных технологий, методов и приемов работы, которые предназначены для того, чтобы наиболее эффективно реализовывать работу с детьми в этом направлении. Музыкальные занятия не являются в этой области исключением и предлагают  специальные игры и упражнения  для тренировки детского речевого аппарата, дикции и чистоты произношения.

 

Природа речи такова, что интонационно из всех средств музыкальной выразительности, она наиболее близка ритмическому движению. Или говоря другими словами, ритму. Именно ритм, который сочетает в себе чередование длинных и коротких звуков, может прекрасно поддерживать темп речи, а значит быть незаменимым помощником в развитии речевого аппарата детей дошкольного возраста.   

 

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, дикции, чистоты произношения, помогает более легкому запоминанию стихотворений.

 

Все без исключения музыкальные инструменты, конечно же, могут простучать ритм и создать свой неповторимый музыкальный рисунок. Но, использовать большой арсенал музыкальных инструментов с детьми не всегда целесообразно и удобно. Поэтому, я хочу обратить ваше внимание на самый простой и универсальный музыкальный инструмент в работе с детьми всех возрастов – это КЛАВЕСЫ.

 

Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовой кубинский музыкальный инструмент, который представляет собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых создаются определенные ритмы.

 

Хочу заметить, что в качестве ритмических палочек  в группе можно использовать любые предметы по форме соответствующие этой же форме. Это и фломастеры, и ручки, и карандаши, и мелки, и счетные палочки.

   

Почему полезно играть с детьми палочками?

 

1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.

2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.

3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.

4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.

5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.

6. Игры с палочками развивают чувство ритма.

7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.

8. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым.

9. Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий мир.

 

Игры с  клавесами  – это увлекательное и полезное занятие с детьми,  развивающее речевое внимание, память, мелкую моторику, координацию движений, образное мышление, навык согласования движений с текстом.

 

Предметы, в которые могут превратиться клавесы:

- «сосульки», свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);

- «лыжи» (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку;

- «барабан» (стучим как палочками от барабана)

- «рожки» (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);

- «педали велосипеда» (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»);

- «машинка» (одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась);

- «моторчики»  (вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя»);

- «гвоздики»  (ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу); 

- «стиральная доска» (кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону); 

- «скрипка» (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняяет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);

- «антенны» (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»);

- «качели» (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк.  Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки);

- «костёр» (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);

- «молоток» (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);

- «дирижёрская палочка»  (машем перед собой одной палочкой).

 

Как работает механизм развития речи в таких играх?

Главный механизм воздействия – это ИГРА.  Ведь упражнения с ритмическими палочками очень нравятся детям. Они привлекают внимание детей, вызывают интерес и являются самым простым и занимательным средством. В процессе разучивания и запоминания забавных стишков и прибауток дети озвучивают их не только проговариванием (т. е. словами), но и игровыми движениями. Именно в таких играх происходит  преодоление речевого нарушения путем сочетания слов с движениями. Ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать! В свою очередь,  сочетание слогов речи с точечными ударами  делает процесс разучивания текста более интересным, быстрым, а значит  более эффективным.

 

  «Мышка и кот»                                                      «Две вороны»

Вот идёт учёный кот                                       Сидели две вороны   

Притаился, мышку ждёт                                 Клевали макароны

Мышка норку обойдёт                                    Одна  улетела, другая улетела.

И к коту не попадёт.                                        Одна прилетела, другая прилетела.

 

   «Волк и заяц»                                                         «Два медведя»   

Тук-тук! Мы стучим,                                              Сидели два медведя

Волка напугать хотим!                                         На тоненьком суку

Тише-тише поиграй!                                             Один читал газету,

Заиньку не напугай!                                              Другой молол муку.

                                                                                Раз ку-ку, два ку-ку-

                                                                                Оба шлёпнулись в муку!

                                                                                У них нос в муке,

                                                                                У них хвост в муке

                                                                                Уши в кислом молоке.

     

                             Игра «Часики»

Мы заводим часики – вот так, вот так (вращательные движения)

Побежали стрелочки – вот так, вот так («тикают» палочки)

А пока они бегут (палочки стучат по полу)

Ручки наши отдохнут (положит палочки на пол, а руки на колени)

 

                                  Игра «Самовар»

Закипел наш самовар (рисуют в воздухе «завитушки»)

Запыхтел из носа пар (стучат палочками друг о друга)

Приглашаю на чаек (стучат по полу)

Приготовлю сахарок (стучат  торцами друг о друга)

Доставайте из печи (складывают палочки вместе и трут друг о друга)

Пироги, ой, горячи! (катают между ладошек)

 

                                      Игра «Дождь»

Дождь по улице идёт  (ударять по очереди палочками по полу)

Кап-кап, кап-кап.  (стучать палочкой о палочку)

Громко песенку поёт:  (делают из палочек «ротик»)

Кап-кап, кап-кап.  (стучать палочкой о палочку)

Дождик, дождик, подожди,  («грозят» палочкой справа)

Ты в окошко не стучи!  («грозят» палочкой слева)

Ты нас, дождик, не пугай!  (подносят к голове, кивают)

Пошалил и перестань!  («моталочка» и прячут под мышки)

 

                                                    Игра «Козлик»

Вышел козлик погулять,  (стучать по очереди палочками по полу)

Свои рожки поразмять (приложить палочки к голове)

Он копытцами стучит,  (стучать палочкой о палочку)

По-козлячьи говорит: Бе-бе-бе, бе-бе-бе, (стучать на каждый слог палочкой о палочку)

Очень весело мне! (палочки делают «фонарики»)

 

                                          Игра «Буратино»

Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос: (другой по ней стучать)

-Кто кричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально)

Кто пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально)

Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)

 

                                         Игра «Путаница»

Побежали по дорожке маленькие ножки  (клавесы бегут по коленочкам)

Спрятался за кочку заинька в лесочке  (поставить палочки, как «ушки»)

Аты-баты , аты –баты  смело шли солдаты (ударяем как по барабану)

Тесто помесили  - пирожок слепили (катаем палочки в руках)

Вот плывут утята  - смелые ребята (волнообразные движения палочками)

Вот летит синичка - маленькая птичка (показать крылышки)

Рыжая собачка, вредная -кусачка  (соединяем палочки, как пасть).

Бегает и лает, всех она кусает! (стучим палочками друг об друга)

У слона огромный нос - он до неба и до звезд (соединить палочки, как хобот)

 

       Игра «Учим палочку танцевать» (играем с одной палочкой)

Тише, тише, палка спит (поднести палочку к губам)

Палка – палочка лежит. (палочка лежит на столе)

А теперь пора вставать, (ставим палочку вертикально)

Будет палочка плясать (круговые движения палочкой)

Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

 

                                           Игра «Веселый мишка»

Мишка весело шагал:  Топ! Топ! Топ! Топ! (стучать торцом палочек о пол поочередно)

А потом он побежал: Топы-топ, топы-топ! (стучать торцом палочек о пол поочередно)

Вдруг споткнулся и упал: Бух!  (положить палочки на стол)

Отряхнулся и сказал: Ух!  (поставить палочки на торец)