-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
15 апреля
Речевые игры с клавесами

В
последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Это
связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с
компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Они загружены
различными секциями, кружками. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко
выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную
речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. Отсюда вытекает проблема словаря, произношения,
проблема выразительности речи.
Речь
- великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности
общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает
понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу
в познании мира.
Дошкольный
возраст – это тот период, когда расширяется круг общения детей. Их интересы
начинают выходить за рамки узкосемейных
связей и дети начинают общаться более с широким кругом людей, особенно со
сверстниками. А такие социальные изменения требуют от детей хорошего владения
речью. Именно поэтому, развитие речи является одной из приоритетных задач
дошкольной системы образования.
Согласно ФОП
ДО :
·
речевое
развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
·
развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
·
развитие
речевого творчества;
·
развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки
обучения грамоте.
Современная
система обучения и воспитания в ДОУ предлагает множество различных технологий,
методов и приемов работы, которые предназначены для того, чтобы наиболее
эффективно реализовывать работу с детьми в этом направлении. Музыкальные
занятия не являются в этой области исключением и предлагают специальные игры и упражнения для тренировки детского речевого аппарата,
дикции и чистоты произношения.
Природа
речи такова, что интонационно из всех средств музыкальной выразительности, она
наиболее близка ритмическому движению. Или говоря другими словами, ритму. Именно
ритм, который сочетает в себе чередование длинных и коротких звуков, может
прекрасно поддерживать темп речи, а значит быть незаменимым помощником в
развитии речевого аппарата детей дошкольного возраста.
Развитие
чувства ритма способствует развитию речи, дикции, чистоты произношения, помогает
более легкому запоминанию стихотворений.
Все
без исключения музыкальные инструменты, конечно же, могут простучать ритм и
создать свой неповторимый музыкальный рисунок. Но, использовать большой арсенал
музыкальных инструментов с детьми не всегда целесообразно и удобно. Поэтому, я
хочу обратить ваше внимание на самый простой и универсальный музыкальный
инструмент в работе с детьми всех возрастов – это КЛАВЕСЫ.
Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовой
кубинский музыкальный инструмент, который представляет собой две палочки из
гладкого твёрдого дерева, при помощи которых создаются определенные ритмы.
Хочу
заметить, что в качестве ритмических палочек
в группе можно использовать любые предметы по форме соответствующие этой
же форме. Это и фломастеры, и ручки, и карандаши, и мелки, и счетные палочки.
Почему полезно играть с детьми палочками?
1. Играя
с палочками, мы развиваем мелкую моторику.
2.
Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.
3. Развиваем
мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.
4. Развиваем точность
и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.
5. Развиваем творческую
фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.
6.
Игры с палочками развивают чувство ритма.
7.
Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш
обогащает сенсорный опыт.
8.
Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым.
9.
Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий
мир.
Игры
с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми,
развивающее речевое внимание, память, мелкую моторику, координацию
движений, образное мышление, навык согласования движений с текстом.
Предметы,
в которые могут превратиться клавесы:
- «сосульки»,
свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно
раскачиваться);
- «лыжи» (кладём клавесы перед
собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую
палочку;
-
«барабан» (стучим как палочками от барабана)
-
«рожки» (приставляем две клавесы к голове,
говорим «ме» или «му»);
- «педали
велосипеда» (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути
в направлении «от себя»);
-
«машинка» (одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает
концом, чтобы она катилась);
-
«моторчики» (вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя»);
-
«гвоздики» (ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по
её верхнему концу);
-
«стиральная доска» (кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу,
удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним
второй клавесой, как по ксилофону);
- «скрипка» (зажимаем
один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой,
другая палочка выполняяет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн
скрипки»);
- «антенны» (приставляем
две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у!
И-у»);
- «качели» (одна клавеса лежит
вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим
и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки);
- «костёр» (складываем
из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);
- «молоток» (ставим
одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу
второй клавесой);
- «дирижёрская
палочка» (машем перед собой одной палочкой).
Как работает механизм развития речи в таких играх?
Главный
механизм воздействия – это ИГРА. Ведь упражнения
с ритмическими палочками очень нравятся детям. Они привлекают внимание
детей, вызывают интерес и являются самым простым и занимательным средством. В
процессе разучивания и запоминания забавных стишков и прибауток дети озвучивают
их не только проговариванием (т. е. словами), но и игровыми движениями. Именно
в таких играх происходит преодоление
речевого нарушения путем сочетания слов с движениями. Ведь палочки умеют не
только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать! В свою очередь, сочетание слогов речи с точечными ударами делает процесс разучивания текста более интересным,
быстрым, а значит более эффективным.
«Мышка
и кот» «Две
вороны»
Вот
идёт учёный кот Сидели
две вороны
Притаился,
мышку ждёт
Клевали макароны
Мышка
норку обойдёт
Одна улетела, другая улетела.
И к
коту не попадёт. Одна прилетела, другая
прилетела.
«Волк
и заяц»
«Два медведя»
Тук-тук!
Мы стучим, Сидели
два медведя
Волка
напугать хотим! На
тоненьком суку
Тише-тише
поиграй!
Один читал газету,
Заиньку
не напугай! Другой
молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку-
Оба шлёпнулись в муку!
У них
нос в муке,
У них хвост в муке
Уши в кислом молоке.
Игра «Часики»
Мы
заводим часики – вот так, вот так (вращательные движения)
Побежали
стрелочки – вот так, вот так («тикают» палочки)
А пока
они бегут (палочки стучат по полу)
Ручки
наши отдохнут (положит палочки на пол, а руки на колени)
Игра «Самовар»
Закипел
наш самовар (рисуют в воздухе «завитушки»)
Запыхтел
из носа пар (стучат палочками друг о друга)
Приглашаю
на чаек (стучат по полу)
Приготовлю
сахарок (стучат торцами друг о друга)
Доставайте
из печи (складывают палочки вместе и трут друг о друга)
Пироги,
ой, горячи! (катают между ладошек)
Игра
«Дождь»
Дождь
по улице идёт (ударять по очереди палочками
по полу)
Кап-кап,
кап-кап. (стучать палочкой о палочку)
Громко
песенку поёт: (делают из палочек
«ротик»)
Кап-кап,
кап-кап. (стучать палочкой о палочку)
Дождик,
дождик, подожди, («грозят» палочкой
справа)
Ты в
окошко не стучи! («грозят» палочкой слева)
Ты нас,
дождик, не пугай! (подносят к голове, кивают)
Пошалил
и перестань! («моталочка» и прячут под
мышки)
Игра «Козлик»
Вышел
козлик погулять, (стучать по очереди
палочками по полу)
Свои
рожки поразмять (приложить палочки к голове)
Он
копытцами стучит, (стучать палочкой о
палочку)
По-козлячьи
говорит: Бе-бе-бе, бе-бе-бе, (стучать на каждый слог палочкой о палочку)
Очень
весело мне! (палочки делают «фонарики»)
Игра
«Буратино»
Буратино
– длинный нос, (одну палочку приставить к носу)
Задаёт
один вопрос: (другой по ней стучать)
-Кто
кричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально)
Кто
пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально)
Кто
мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)
Знаю,
это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)
Игра «Путаница»
Побежали
по дорожке маленькие ножки (клавесы
бегут по коленочкам)
Спрятался
за кочку заинька в лесочке (поставить палочки, как «ушки»)
Аты-баты
, аты –баты смело шли солдаты (ударяем как по барабану)
Тесто
помесили - пирожок слепили (катаем палочки в руках)
Вот
плывут утята - смелые ребята (волнообразные движения палочками)
Вот
летит синичка - маленькая птичка (показать крылышки)
Рыжая
собачка, вредная -кусачка (соединяем палочки, как пасть).
Бегает
и лает, всех она кусает! (стучим палочками друг об друга)
У слона
огромный нос - он до неба и до звезд (соединить палочки, как хобот)
Игра «Учим палочку
танцевать» (играем с одной палочкой)
Тише,
тише, палка спит (поднести палочку к губам)
Палка –
палочка лежит. (палочка лежит на столе)
А
теперь пора вставать, (ставим палочку вертикально)
Будет
палочка плясать (круговые движения палочкой)
Пляшет
палка у меня –
Ля-ля-ля,
ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Игра «Веселый мишка»
Мишка
весело шагал: Топ! Топ! Топ! Топ! (стучать
торцом палочек о пол поочередно)
А потом
он побежал: Топы-топ, топы-топ! (стучать торцом палочек о пол поочередно)
Вдруг
споткнулся и упал: Бух! (положить
палочки на стол)
Отряхнулся
и сказал: Ух! (поставить палочки на
торец)
Поделиться в социальных сетях:
Речевые игры с клавесами
