-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
27 июня
Проект "КУЛЬТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП"

ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Тип проекта: познавательный,
творческий, игровой
Участники проекта: музыкальный
руководитель, дети подготовительной
групп (9 гр.), родители.
Длительность проекта: долгосрочный (2024-2025 учебный год)
Автор проекта: Семенова Мария Владимировна (музыкальный руководитель)
Проблема.
Как
приобщить детей к культурным ценностям с помощью средств музыки?
Актуальность. Одной из основных задач ФОП ДО в
образовательной области «Художественно-эстетического развития» является «формирование у детей основ
художественно-эстетического восприятия мира», а так же «приобщение
к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам
мировой художественной культуры».
Приоритетной
задачей в Указе президента РФ от 09.11.2022 г. №809 «Об утверждении основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей» в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Одно
из основных направлений развития воспитания в Распоряжении
Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р «Стратегии развития и воспитания в
период до 2025 г.» в системе образования предполагает «знакомство с лучшими образцами
мировой и отечественной культуры» с целью «формирование у детей высокого
уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России».
Мониторинг. Дошкольный возраст –
это самое благоприятное время для развития культурного уровня детей. Именно в этот период активно закладываются
основы духовности и нравственные качества. Дети начинают осмысливать и осознавать то,
что они видят, слышат и чувствуют, то есть начинают ориентироваться в
окружающем предметно-пространственном и социокультурном мире. Поэтому, очень важно уже на этапе детского
сада вовлекать детей в культурно-познавательную
деятельность, главной целью которой является формирование эстетических понятий, вкусов и идеалов, умения
чувствовать прекрасное в окружающей их действительности.
С
целью определения уровня знаний детей в данном направлении была проведена
диагностика (приложение 1).
Результаты
исследования помогли выявить представления детей о традициях и культуре своего
народа. В результате диагностики было выявлено, дети называли отдельные
календарные даты и праздники, но не всегда знали их традиции (40 %). Вместе с тем, полученные данные
свидетельствуют о появлении детей с выраженным интересом к предметам родной
культуры и желание расширить эти знания (86 %).
В
целях изучения умений дошкольников использовать представления о традициях
родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая
деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная
игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться
имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной
деятельности (72 %).
На
этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении
родителей к проблеме исследования.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших
детей к народной и мировой культуре и традициям?
2.Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях
русского народа (как жили наши предки, какими занимались ремёслами, как сеяли
хлеб, какую на Руси носили одежду)
3.Читаете ли вы своим детям Русские народные
сказки, потешки, прибаутки?
4.Какие народные игры Вам известны? Играете
ли вы в них со своими детьми?
5. Есть ли у вас дома русские народные
игрушки? Какие?
6. Есть ли в Вашей семье предметы
народных промыслов (хохлома, городецкая роспись, дымковские игрушки и т.д.)
7. Как часто Вы со своим ребёнком
посещаете концерты, спектакли, театр?
8. Слушаете ли вы классическую музыку дома с
ребенком?
7. Нужно ли рассказывать об основах русской
народной и мировой культуры в детском саду?
ЦЕЛЬ: сформировать
устойчивый интерес к русской народной и мировой культуре в процессе ознакомления
с культурными памятными датами.
ЗАДАЧИ:
1). познакомить
детей с культурными памятными датами;
2). воспитывать
чувство причастности к русской и мировой
культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
3). воспитание
гражданских чувств дошкольников, гордость за свой народ и свою Родину,
дружелюбие, отзывчивость, толерантность.
ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1
этап - август (аналитический) |
Обоснование
актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта;
подбор литературы; проведение диагностики, анкетирование родителей. |
2
этап – сентябрь (организационный) |
Составление
плана работы с детьми (создание календаря народных праздников); разработка
содержания занятий и праздников; подбор дидактического, музыкального и
художественного материала. |
3
этап – октябрь-апрель (практический) |
Проведение,
бесед, занятий, народных праздников; индивидуальная работа с
детьми и родителями. |
4
этап – май (итоговый) |
Проведение
диагностического обследования, анкетирование, самоанализ проделанной работы
(представление опыта работы педагогам ДОУ), внесение корректив и планирование
перспективы. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Образовательная
область «Познавательное развитие» :
·
Беседы (презентации);
·
Рассказы (иллюстрации и видеоматериалы);
Образовательная
область «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие» включает:
·
Подвижные
и эстафетные игры;
·
Музыкально-дидактические
игры;
·
Сюжетно
- ролевые игры.
Образовательная
область «Речевое развитие»
·
Разучивание
попевок, потешек, закличек, колядок, скороговорок;
·
Пальчиковые,
речевые и дыхательные гимнастики.
Образовательная
область «Художественно-эстетическое развитие»:
·
Рисование;
·
Аппликации;
·
Выставки
творческих работ.
·
Разучивание
песен;
·
Слушание
музыки;
·
Оркестр;
·
Театральные
сценки;
·
Концертная
деятельность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата |
Название мероприятия |
Цели и задачи |
20.09. |
Познавательно-игровое
развлечение
«День
народов Среднего Урала» |
Цель: развивать у детей интерес к
родному краю, как части России, к народам, живущим в родном крае. Задачи: - познакомить детей с народами Свердловской
области; - развивать
представления детей об особенностях (внешний облик, традиционные
занятия) и культурных традициях представителей разных народов родного
края, Среднего Урала; - воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к
людям других национальностей. |
18.10 |
Концертная
программа с участием родителей, посвященный Дню отца (ГДК) https://vk.com/club217247978?from=groups&w=wall-217247978_978 |
Цель: показать результаты и
творческие достижения воспитанников. Задачи: раскрыть духовный, интеллектуальный и культурный
потенциал детей; выявить и поддержать талантливых исполнителей; сохранить и совершенствовать традиции
музыкального исполнительства, повысить уровень исполнительского мастерства; способствовать воспитанию культуры общения в
кругу товарищей, родителей. |
22.10. |
Акция
«День белых журавлей» |
Цель: воспитывать желание
у детей и родителей активно участвовать в патриотических праздниках и
акциях. Задачи: - познакомить детей с историей праздника, с
историей белого журавлика; - расширять представление о ВОВ, военных
конфликтах, в которых принимали участие и погибали российские солдаты; - способствовать формированию активной жизненной
позиции и неприятию попыток нагло исказить и очернить историю, значение и
роль советского народа в Великой Отечественной Войне; - воспитывать чувство патриотизма, любовь и
уважение к своему народу, к истории своей страны, к памяти погибших;- пропаганда
мира на Земле. |
28.10. |
Международный
день Анимации https://vk.com/club217247978?w=wall-217247978_990%2Fall |
Цель: развитие творческой
личности, способной к самореализации через нравственную, духовную,
эстетическую силу изобразительного и прикладного искусства по средствам
анимационной и мультипликационной деятельности. Задачи: -
познакомить с праздником «Международный день анимации», историей
создания мультфильма; -
корректировать знания об отечественных мультфильмах; -
создать условия для познавательной и творческой деятельности. |
21.01. |
Международный
день объятий https://vk.com/club217247978?z=photo-217247978_457242307%2Fwall-217247978_1136 |
Цель: создать условия для
формирования у детей желания общаться друг с другом и взрослыми, которые
рядом. Задачи: - рассказать детям о том, как общаться с родными
и близкими людьми, друзьями; - формировать дружеские отношения со взрослыми и
сверстниками; - способствовать положительному эмоциональному
сочувствию.
|
27.01 |
День
снятия блокады Ленинграда (книга-памяти
«Город мужества») |
Цель: познакомить воспитанников с жизнью
людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками. Задачи: |
21.03 |
Международный
день кукольного театра https://vk.com/club217247978?z=photo-217247978_457242765%2Fwall-217247978_1268 |
Цель: развить интерес детей к театрализованной
игре и их творческие способности. Задачи: - познакомить и закрепить основные знания о кукольном театре, его
традиции и истории; с различными видами театральных кукол; - учить детей обыгрывать сказку, выполняя отдельные действия, и
произносить реплики персонажей; - способствовать повышению выразительности речи и движений; - развивать внимание, память, коммуникативные навыки; - поддерживать интерес к театрализованным играм, воспитывать
дружелюбные взаимоотношения. |
1.06. |
Концерт,
посвященный Дню защиты детей (ГДК) https://vk.com/club217247978?from=groups&w=wall-217247978_1488 |
Цель: способствовать формированию
и развитию социальной активности, уважения к духовному и культурному
достоянию народа. Задачи: - обогащать музыкальные впечатления детей; - развивать творческие, артистические способности
детей; - воспитывать художественно-эстетический вкус
детей; - воспитывать чувство удовлетворения от участия в
коллективной деятельности. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Данный
проект помогает раскрыть детям мир
различных культур, расширить представление об образе жизни людей, их обычаев и
традиции на основе познания. Способствует речевому,
художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через создание
условий для их свободного доступа к культурным ценностям через систему
творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом истраной (патриотическое
воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
4.
Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная
пресса,2005
5.
Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная
пресса ,2005
7.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией
Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005
8.
Комарова Т.С., М.Б. Зацепина. Интеграция в системе воспитательно-
образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010
9.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста. – М.-2005
10.
Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
11.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. –
М.: ЦГЛ., 2005.
12.
Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление
ДОУ №1 – 2005.
Приложение 1.
Задачи
мониторинга:
1).
Изучить интерес у детей старшего дошкольного возраста к русской традиционной
культуре (с использованием материала народного календаря).
2).
Определить своеобразие представлений о русской традиционной культуре у детей
старшего дошкольного возраста, к некоторым составляющим ее материальной и
духовной культуры.
3).
Выявить желание детей отражать вышеназванные представления в игровой деятельности.
Методика
представляет собой модифицированный вариант диагностики Акуловой О. В.
(Мониторинг программы «Детство»).
Критерии
оценки для обработки результатов:
·
понимание
понятий;
·
доказательность
– умение обосновать;
·
активность
при обсуждении;
·
стремление
к получению новых знаний.
Задание 1. Индивидуальная
беседа с ребенком «Будни и праздники»
1.
Что такое календарь, зачем он нужен?
2.
Как ты думаешь, что такое народный календарь?
3.
Что такое праздники и будни?
4.
Чем праздники отличаются от будней?
В
случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные заранее
картинки, и задаются вопросы:
-
Как ты думаешь, где здесь праздники, а где будни? Разложи эти картинки.
-
Чем заняты люди на картинках праздников и на картинках будних дней?
-
Чем праздники отличаются от будней?
Задание 2. Экспериментальная ситуация «Выбери праздник»
Рассмотри
картинки. На них изображены разные русские народные праздники и даты.
1.
Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?
2.
Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?
3.
Выбери те, которые тебе незнакомы?
4.
Ты бы хотел о них узнать?
Задание 3. Экспериментальная ситуация «Выбери игру»
Рассмотри
картинки:
1.
Выбери из них те игры, которые тебе нравятся больше других. Чем они тебе
нравятся?
2.
В какие из них тебе хотелось бы поиграть? Как будешь играть?
3.
Выбери те игры, которые ты видишь впервые.
4.
Хотел бы ты узнать о них и поиграть?
Поделиться в социальных сетях:
Проект "КУЛЬТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП"
