30 мая

Арт-проект "ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ"

Тип проекта: творческий

 

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети подготовительной группы (11 гр.), воспитатель Конашенкова Е.В.

 

Длительность проекта: долгосрочный (2023-24 учебный год)

 

Автор проекта: музыкальный  руководитель Семенова М.В.

 

Актуальность.

В настоящее время, как никогда, остро ощущается потребность в гуманном отношении человека к другим людям и к миру в целом. В.В. Давыдов,  В.А. Петровский и другие ученые выдвигали гуманизации дошкольного образования, когда приоритетным направлением считалось воспитание общечеловеческих ценностей: доброта, истина и внутренняя красота. В.А. Сухомлинский отмечал, что чуткость и отзывчивость человека в отношении других – составляет самое ценное его личностное качество, которое одно из первых формируется у детей в дошкольном возрасте.

 

Период дошкольного детства протекает очень быстро, поэтому важно, именно в этот период накопления творческого и жизненного опыта личности, успеть заложить в сознание дошкольника основы чувственного познания окружающего мира, научить его эмоционально откликаться на настроение и чувства других людей, уметь им сочувствовать и сопереживать. Следовательно, развитие музыкальной культуры личности будет невозможным, если активно не развивать эмоциональную сферу в дошкольном возрасте, формирование которой происходит в музыкальной деятельности.

 

Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сфер личности человека. По мнению В.А. Сухомлинского: «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания». Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. В связи с этим  остро стоит проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, так как именно этот возраст является  самым эффективным к развитию музыкального восприятия.

 

Аннотация.  

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Современные требования ФОП ДО в области «Художественно-эстетическое развитие» предполагают уделять большое внимание  развитию творческих способностей детей, «приобщать  к музы­кальному искусству, формировать основы музыкальной культуры, воспитывать эмоциональную отзывчивость  на музыку при восприятии музыкальных произведений».  Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель. Гораздо важнее — пробудить интерес к познанию. Это в большой степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Поэтому очень важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить их сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам. 

 

На музыкальных занятиях дети  приобщаются к искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства). Но все же, восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке также даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития.

 

Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей — развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.

 

Поскольку данный проект подразумевает слияние между собой различных видов деятельности художественно-эстетического цикла, то практическая работа по его реализации дает прекрасную возможность синтезировать между собой различные виды искусства - музыку, рисование, ритмопластику, театр, арт-терапию.

 

Арт-терапия ("лечение искусством") имеет широкие возможности в работе с детьми. Это инновационная технология на стыке психологии, педагогики, медицины и искусства, наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий.

 

«Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребёнка, помогает ему выйти из конфликтной ситуации, а также травмирующих его переживаний и увидеть красоту окружающего мира» (Игумнова Т.Т, Осеева Н.А. «Арт-терапия и её использование в практике дошкольного учреждения»).  Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Цель проекта: создание новых условий в ДОУ для приобщения детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

 

Задачи:

Развивающие:

- расширение общего кругозора дошкольников: накопление музыкально-слухового опыта, его обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

- развитие художественно-творческих способностей детей;

- развитие речи ребенка, обогащение словарного запаса: учиться рассказывать про услышанную музыку, используя новые слова и терминологию.

Обучающие:

- научить детей через рисунок понимать и представлять музыкальный образ, содержание музыкального произведения; отражать свои впечатления в рисунке, используя различные (на выбор ребенка) средства ИЗО (восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель);

- закрепить умения и навыки работы с различными ИЗО – материалами;

- привить навыки культуры слушания и запоминания классической музыки: учиться внимательно вслушиваться в музыку, воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать музыкальное произведение по отдельным фрагментам.

Воспитательные:

- воспитание у детей художественно-эстетического вкуса: учиться различать красивое и безобразное;

- воспитание общей культуры ребенка;

- воспитание любви и уважения к народным традициям, классическому искусству.

Здоровьесбереающие:

- развитие социально-коммуникативных навыков детей;

- снятие внутреннего напряжения ребенка;

- Создание комфортной психологической среды.

 

Интеграция образовательных областей:

- музыкальная деятельность;

- художественно-творческая деятельность;

- познавательная деятельность;

- речевая деятельность;

- коммуникативная деятельность.

 

Формы и методы работы:

1). Беседы о музыке – интересные факты из жизни композитора, о времени и месте, где он жил, история создания произведения, сведения о музыкальных инструментах, просмотр наглядного материала.

2). Слушание музыки с одновременным просмотром видеодорожки, где запечатлены картины природы, пейзажи, зарисовки, фотографии.

3). Видео-концерт (видеозапись из концертного зала) - слушание музыки в исполнении профессиональных музыкантов.

4). Слушание музыкального произведения в аудиозаписи.

5). Обмен мнениями, впечатлениями о прослушанном произведении (дискуссии, интервью), уточнение деталей, фактов.

6). Рисование под музыку своих впечатлений, чувств, содержания музыкального произведения, при необходимости с поддержкой воспитателя.

7). Самостоятельная работа над рисунком по памяти.

8). Организация выставки рисунков детей в группе.

9. Слушание любимых произведений в свободное время.

 

Предполагаемые результаты проекта:

 

Общие:

1.   Создание учебно-методического комплекса для реализации творческого проекта «Дети рисуют музыку».

2.   Организация совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей, детей.

3.   Стимулирование творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

4.   Обобщение опыта работы педагогов по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.

5.   Укрепление сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Дети:

·        развитие художественно-творческих способностей детей: умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения; умение отражать свои впечатления и настроения в рисунке;

·        расширение общего кругозора дошкольников: накопление музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

·        развитие речи ребенка, обогащение словарного запаса: умение рассказывать про услышанную музыку, использовать новые термины и слова;

·        привитие навыков культуры слушания и запоминания классической музыки: умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения;

·        воспитание у детей художественно-эстетического вкуса: умения различать красивое и безобразное.

·        воспитание общей культуры ребенка.

·        раскрепощение детей, снятие мышечного зажатия.

·        развитие мелкой моторики.

·        повышение тонуса, положительной энергетики.

·        погашение отрицательных эмоций, снятие тревожности, агрессии.

·        формирование социально-коммуникативных навыков, свободное общение со взрослыми и детьми.

Родители:

·        ознакомление с информацией по реализации проекта «Дети рисуют музыку» на музыкальной страничке родительского уголка;

·        консультирование родителей «Зачем детей обучать музыке»;

·        создание информационно-коммуникационной среды по слушанию музыки дома;

·        повышение компетентности и культурного уровня родителей в области классической музыки;

·        выполнение совместно с детьми творческих домашних заданий;

·        участие в создании группового фотоальбома «Дети рисуют музыку».

 

Педагоги:

- разработка творческого проекта «Дети рисуют музыку» (совместно с музыкальным руководителем).

- создание учебно – методического комплекса для реализации проекта: конспекты занятий, дидактические пособия.

- создание аудио - и видео библиотеки по слушанию музыки (на занятиях, в группе, дома).

- создание группового альбома «Дети рисуют музыку».

- организация просмотра работ воспитанников – рабочие выставки, вернисаж.

- повышение культурного уровня, расширение кругозора, профессиональной компетентности в области синтеза искусств (КПК)

- оформление музыкального уголка в группе.

 

Методический материал

 

·         наглядные пособия:

- репродукции картин русских, зарубежных, современных художников;

- индивидуальные папки - альбомы для детского творчества;

- выставки детских работ;

- групповой творческий фотоальбом с лучшими работами детей.

 

·         дидактический материал:

- портреты композиторов;

- фотографии музыкальных инструментов;

- фотографии исполнителей и коллективов;

- музыкально - дидактические игры;

- тематическая подборка музыкальных произведений.

 

Методическая литература:

1. Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/03/1927К

2. Колодин В.В., Колодина Е.Ю. «Слушаем музыку». Новосибирск, 2000.

3. Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно- методическое пособие / В.Г. Колягина. — М.: Прометей, 2016. - 164 с.

4. Метлов Н. А. Музыка детям – М.: 1985

5. Нетесова М. В. Музыкотерапия для физического и психологического здоровья дошкольников. https://zen.yandex.ru/media/id/5d54255e14f98000ad3440d4/muzykoterapiia-dlia-fizicheskogo-i-psihologicheskogo-zdorovia-doshkolnikov-5de9424c6f5f6f00b1b1b116

6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.— 240 с.

7. Радынова О. П. Слушаем музыку – М.: Просвещение,1990.

8. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку. М., 2001.

9. Тарасова К.В. , Петрова М.Л., Рубан Т.Г. Программа «Синтез».

10.Интернет- ресурсы

 

                                                 Этапы реализации:

 

      Этапы   

     работы

              Формы работы

              Задачи

1). Проектно- организационный этап

·         Ознакомление с проектными программами «Слушаем и рисуем музыку», «Синтез»;

·         Разработка проекта «Дети рисуют музыку» для 11 гр.;

·         Составление перспективного плана, расписания занятий;

·         Анкетирование родителей в области классической музыки.

·         Мониторинг уровня освоения детьми художественного восприятия музыкальных произведений.  

1). Изучение педагогического опыта по организации комплексных занятий по слушанию музыки

 

2). Планирование проекта

 

3).  Диагностика эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей и родителей к восприятию музыки.

2). Проектно-ориентированный этап

·         Разработка конспектов комплексных занятий «Дети рисуют музыку»;

·         Подготовка презентаций к занятиям;

·         Разработка домашних заданий для совместной творческой деятельности детей и родителей;

·         Изготовление дидактических пособий и игр по слушанию классической музыки;

·         Организация выставок и просмотров работ детей;

·         Цикл консультаций для воспитателей:

 «Музыкальное сопровождение режимных моментов,

«Музыкотерапия в работе с дошкольниками»;

·         Консультация для родителей «Зачем детей обучать музыке»;

·         Размещение информационного материала в «Родительском уголке» и на личном педагогическом сайте;

·        Взаимосвязь с родителями: индивидуальные беседы, консультации

1). Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения

 

2). Создать интерактивные материалы для занятий по слушанию музыки и арт-терапии

 

3). Обогатить МПРС детского сада

 

4). Выявить творческие способности воспитанников

 

5). Активизировать педагогическое самообразование родителей и воспитателей

   

3). Обобщающий этап

·         Создание группового видео-альбома «Дети рисуют музыку»;

·         Представление педагогического опыта по реализации творческого проекта на различных площадках и конкурсах педагогического мастерства.

1). Подведение итогов проекта

 

2). Анализ целесообразности и важности практического значения проекта

 

           КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

                                          «ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ»

                            (совместная деятельность педагогов и детей)

 

Месяц

 Тема занятия

 Музыкально-художественный

                    материал

      Деятельность

             детей

Октябрь -ноябрь

Зоологические фантазии

 

Путешествие в зоопарк

·         Знакомство с творчеством  композитора К. Сен-Санса (презентация)

·         Сюита «Карнавал животных» (слушание)

·         Репродукции картин Р. Бейтмана «Лев», К. Ютца «Птичий двор», А. Комаров «Кенгуру», Р. Торн «Лебеди», А. Матис «Красные рыбки»

Арт-картина в технике коллаж «Лев»

https://66000680.есимп.рф/site/pub?id=58983

 

 

Рисование ладошками «Петухи и куры»

https://66000680.есимп.рф/site/pub?id=62468

Декабрь

Волшебные звуки зимы

·         Слушание А. Вивальди «Времена года. Зима»

·         Репродукции картин русских художников: Э. Панов «На опушке леса», Н. Ромадин «Зима», В. Жданов «Снежные каникулы»

Нетрадиционная техника рисования пакетом «Снежинки»

https://66000680.есимп.рф/site/pub?id=62469

Январь

Пришла Коляда

·         Слушание М. Мусоргский «Рождественские перезвоны»

·         Просмотр видеороликов «Колядки», «Обряд колядования»

Народный праздник «Колядки на святки»

https://66000680.есимп.рф/site/pub?id=62360

24 января - День эскимо

·         Слушание Эмиль Градески «Мороженое» (регтайм)

·         Картина И. Кузубова «Советские сладости»

Рисование «Мороженое» в нетрадиционной технике ватными палочками

https://66000680.есимп.рф/site/pub?id=6238   

Февраль

Военные марши

·         Слушание песен об армии братья Покрасс «Три танкиста»,  «Марш Буденного», П. Герман «Марш авиаторов»

·         Иллюстрации картин об армии и военной  технике

Спортивный праздник с папами «Армейские сборы»

https://vk.com/club217247978?w=wall-217247978_609

 

 

 

Рисование на тему «Наша армия» (цветные карандаши, фломастеры)

Март

Масленица

Слушание и просмотр:

·         П. Чайковский «Масленица»

·         репродукции картин русских художников на тему «Масленица» Б. Кустодиева, С. Сочивко, А. Брусилова, Г. Егоровой, В. Сурикова

Народный праздник «Гуляй, масленица!»

27 марта – Международный день театра.

·         Просмотр презентации «Музыка театра»

·         Репродукции картин Э. Дега «Арлекин и Коломбино», К. Сомов «Балет»

Рисование театральных масок в нетрадиционной технике ватными дисками

https://66000680.есимп.рф/site/pub?id=62361

Апрель

Музыка весны

·         Слушание П. Чайковский «Подснежник»,  «Песнь жаворонка» из цикла «Детский альбом», звуки природы – пение жаворонка

·         Просмотр репродукций картин русских художников А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март»

Рисованная аппликация «Птицы» (цветные мелки)

 

 

Май

 

·         Слушание П. Чайковский «Вальс цветов» из цикла балета «Щелкунчик»

·         Рассматривание картин С. Виноградова «Весна», А. Шевелева «Весна в усадьбе», А. Матиса «Букет цветов на веранде»

Прогулка на набережную

 

Рисунки мелками на асфальте «Цветная фантазия»