-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
30 мая
Тип проекта: творческий
Участники проекта: музыкальный
руководитель, дети подготовительной
группы (11 гр.), воспитатель Конашенкова Е.В.
Длительность проекта: долгосрочный (2023-24
учебный год)
Автор проекта: музыкальный руководитель Семенова М.В.
Актуальность.
В
настоящее время, как никогда, остро ощущается потребность в гуманном отношении
человека к другим людям и к миру в целом. В.В. Давыдов, В.А. Петровский и другие ученые выдвигали гуманизации
дошкольного образования, когда приоритетным направлением считалось воспитание
общечеловеческих ценностей: доброта, истина и внутренняя красота. В.А. Сухомлинский
отмечал, что чуткость и отзывчивость человека в отношении других – составляет
самое ценное его личностное качество, которое одно из первых формируется у
детей в дошкольном возрасте.
Период
дошкольного детства протекает очень быстро, поэтому важно, именно в этот период
накопления творческого и жизненного опыта личности, успеть заложить в сознание
дошкольника основы чувственного познания окружающего мира, научить его
эмоционально откликаться на настроение и чувства других людей, уметь им сочувствовать
и сопереживать. Следовательно, развитие музыкальной культуры личности будет невозможным,
если активно не развивать эмоциональную сферу в дошкольном возрасте,
формирование которой происходит в музыкальной деятельности.
Музыка
играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств,
развития эмоциональной и познавательной сфер личности человека. По мнению В.А. Сухомлинского:
«Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков
эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного
воспитания». Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него
потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту,
интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. В связи с этим
остро стоит проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, так как
именно этот возраст является самым эффективным к развитию музыкального
восприятия.
Аннотация.
Музыкальное
воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Современные
требования ФОП ДО в области «Художественно-эстетическое развитие» предполагают
уделять большое внимание развитию
творческих способностей детей, «приобщать к музыкальному искусству, формировать основы
музыкальной культуры, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку при восприятии музыкальных
произведений». Дать знания, развить
навыки и умения — не самоцель. Гораздо важнее — пробудить интерес к познанию.
Это в большой степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Поэтому
очень важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные
впечатления, побудить их сопереживать музыке, а не обучать попеременно
отдельным навыкам.
На музыкальных
занятиях дети приобщаются к искусству в
процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства
(пения, музыкально ритмических движений, игры на детских музыкальных
инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая
общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о
способах, приемах исполнительства). Но все же, восприятие музыки является
ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на
ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке также даются в опоре на
«живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления
детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его
развития.
Понимая
проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении
всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда,
когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся
характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать
в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и
умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать и решению
главной задачи музыкального воспитания детей — развитию эмоциональной
отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.
Поскольку
данный проект подразумевает слияние между собой различных видов деятельности
художественно-эстетического цикла, то практическая работа по его реализации
дает прекрасную возможность синтезировать между собой различные виды искусства
- музыку, рисование, ритмопластику, театр, арт-терапию.
Арт-терапия ("лечение
искусством") имеет широкие возможности в работе с детьми. Это
инновационная технология на стыке психологии, педагогики, медицины и искусства,
наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления
их последствий.
«Музыкальное
восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов оказывает сильнейшее
психотерапевтическое воздействие на ребёнка, помогает ему выйти из конфликтной
ситуации, а также травмирующих его переживаний и увидеть красоту окружающего
мира» (Игумнова Т.Т, Осеева Н.А. «Арт-терапия и её использование в практике
дошкольного учреждения»). Музыка,
воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Рисунок
помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание
музыкального произведения.
Цель проекта: создание новых условий
в ДОУ для приобщения детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству,
обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Задачи:
Развивающие:
-
расширение общего кругозора дошкольников: накопление музыкально-слухового
опыта, его обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными
произведениями;
-
развитие художественно-творческих способностей детей;
-
развитие речи ребенка, обогащение словарного запаса: учиться рассказывать про
услышанную музыку, используя новые слова и терминологию.
Обучающие:
-
научить детей через рисунок понимать и представлять музыкальный образ,
содержание музыкального произведения; отражать свои впечатления в рисунке,
используя различные (на выбор ребенка) средства ИЗО (восковые мелки, цветные
карандаши, фломастеры, гуашь, акварель);
-
закрепить умения и навыки работы с различными ИЗО – материалами;
-
привить навыки культуры слушания и запоминания классической музыки: учиться
внимательно вслушиваться в музыку, воспринимать музыкально-художественный
образ, узнавать музыкальное произведение по отдельным фрагментам.
Воспитательные:
-
воспитание у детей художественно-эстетического вкуса: учиться различать
красивое и безобразное;
-
воспитание общей культуры ребенка;
-
воспитание любви и уважения к народным традициям, классическому искусству.
Здоровьесбереающие:
-
развитие социально-коммуникативных навыков детей;
-
снятие внутреннего напряжения ребенка;
-
Создание комфортной психологической среды.
Интеграция
образовательных областей:
-
музыкальная деятельность;
-
художественно-творческая деятельность;
-
познавательная деятельность;
-
речевая деятельность;
-
коммуникативная деятельность.
Формы и методы работы:
1).
Беседы о музыке – интересные факты из жизни композитора, о времени и месте, где
он жил, история создания произведения, сведения о музыкальных инструментах,
просмотр наглядного материала.
2).
Слушание музыки с одновременным просмотром видеодорожки, где запечатлены
картины природы, пейзажи, зарисовки, фотографии.
3).
Видео-концерт (видеозапись из концертного зала) - слушание музыки в исполнении
профессиональных музыкантов.
4).
Слушание музыкального произведения в аудиозаписи.
5).
Обмен мнениями, впечатлениями о прослушанном произведении (дискуссии,
интервью), уточнение деталей, фактов.
6).
Рисование под музыку своих впечатлений, чувств, содержания музыкального
произведения, при необходимости с поддержкой воспитателя.
7).
Самостоятельная работа над рисунком по памяти.
8).
Организация выставки рисунков детей в группе.
9.
Слушание любимых произведений в свободное время.
Предполагаемые
результаты проекта:
Общие:
1.
Создание
учебно-методического комплекса для реализации творческого проекта «Дети рисуют
музыку».
2.
Организация
совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей, детей.
3.
Стимулирование
творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
4.
Обобщение
опыта работы педагогов по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному
искусству.
5.
Укрепление
сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Дети:
·
развитие
художественно-творческих способностей детей: умение детей через рисунок понять
и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения; умение
отражать свои впечатления и настроения в рисунке;
·
расширение
общего кругозора дошкольников: накопление музыкально-слухового опыта, его
расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными
произведениями;
·
развитие
речи ребенка, обогащение словарного запаса: умение рассказывать про услышанную
музыку, использовать новые термины и слова;
·
привитие
навыков культуры слушания и запоминания классической музыки: умение
воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным
фрагментам произведения;
·
воспитание
у детей художественно-эстетического вкуса: умения различать красивое и
безобразное.
·
воспитание
общей культуры ребенка.
·
раскрепощение
детей, снятие мышечного зажатия.
·
развитие
мелкой моторики.
·
повышение
тонуса, положительной энергетики.
·
погашение
отрицательных эмоций, снятие тревожности, агрессии.
·
формирование
социально-коммуникативных навыков, свободное общение со взрослыми и детьми.
Родители:
·
ознакомление
с информацией по реализации проекта «Дети рисуют музыку» на музыкальной
страничке родительского уголка;
·
консультирование
родителей «Зачем детей обучать музыке»;
·
создание
информационно-коммуникационной среды по слушанию музыки дома;
·
повышение
компетентности и культурного уровня родителей в области классической музыки;
·
выполнение
совместно с детьми творческих домашних заданий;
·
участие
в создании группового фотоальбома «Дети рисуют музыку».
Педагоги:
-
разработка творческого проекта «Дети рисуют музыку» (совместно с музыкальным
руководителем).
-
создание учебно – методического комплекса для реализации проекта: конспекты
занятий, дидактические пособия.
-
создание аудио - и видео библиотеки по слушанию музыки (на занятиях, в группе,
дома).
-
создание группового альбома «Дети рисуют музыку».
-
организация просмотра работ воспитанников – рабочие выставки, вернисаж.
-
повышение культурного уровня, расширение кругозора, профессиональной
компетентности в области синтеза искусств (КПК)
-
оформление музыкального уголка в группе.
Методический материал
·
наглядные пособия:
-
репродукции картин русских, зарубежных, современных художников;
-
индивидуальные папки - альбомы для детского творчества;
-
выставки детских работ;
-
групповой творческий фотоальбом с лучшими работами детей.
·
дидактический материал:
-
портреты композиторов;
-
фотографии музыкальных инструментов;
-
фотографии исполнителей и коллективов;
-
музыкально - дидактические игры;
-
тематическая подборка музыкальных произведений.
Методическая литература:
1.
Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного
учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3 [Электронный
ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/03/1927К
2.
Колодин В.В., Колодина Е.Ю. «Слушаем музыку». Новосибирск, 2000.
3.
Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-
методическое пособие / В.Г. Колягина. — М.: Прометей, 2016. - 164 с.
4.
Метлов Н. А. Музыка детям – М.: 1985
5.
Нетесова М. В. Музыкотерапия для физического и психологического здоровья
дошкольников.
https://zen.yandex.ru/media/id/5d54255e14f98000ad3440d4/muzykoterapiia-dlia-fizicheskogo-i-psihologicheskogo-zdorovia-doshkolnikov-5de9424c6f5f6f00b1b1b116
6.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для
студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических
учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.— 240 с.
7.
Радынова О. П. Слушаем музыку – М.: Просвещение,1990.
8.
Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку. М., 2001.
9.
Тарасова К.В. , Петрова М.Л., Рубан Т.Г. Программа «Синтез».
10.Интернет-
ресурсы
Этапы реализации:
Этапы работы |
Формы работы |
Задачи |
1).
Проектно- организационный этап |
·
Ознакомление с проектными программами «Слушаем и рисуем
музыку», «Синтез»; ·
Разработка проекта «Дети рисуют музыку» для 11 гр.; ·
Составление перспективного плана, расписания занятий; ·
Анкетирование родителей в области классической музыки. ·
Мониторинг уровня освоения детьми художественного
восприятия музыкальных произведений. |
1).
Изучение педагогического опыта по организации комплексных занятий по слушанию
музыки 2). Планирование
проекта 3). Диагностика
эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей и родителей к
восприятию музыки. |
2).
Проектно-ориентированный этап |
·
Разработка конспектов комплексных занятий «Дети рисуют
музыку»; ·
Подготовка презентаций к занятиям; ·
Разработка домашних заданий для совместной творческой деятельности
детей и родителей; ·
Изготовление дидактических пособий и игр по слушанию
классической музыки; ·
Организация выставок и просмотров работ детей; ·
Цикл консультаций для воспитателей: «Музыкальное сопровождение режимных моментов, «Музыкотерапия в работе с дошкольниками»; ·
Консультация для родителей «Зачем детей обучать
музыке»; ·
Размещение информационного материала в «Родительском
уголке» и на личном педагогическом сайте; ·
Взаимосвязь с родителями: индивидуальные беседы,
консультации
|
1).
Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения 2). Создать
интерактивные материалы для занятий по слушанию музыки и арт-терапии 3).
Обогатить МПРС детского сада 4).
Выявить творческие способности воспитанников 5).
Активизировать педагогическое самообразование родителей и воспитателей |
3). Обобщающий этап |
·
Создание группового видео-альбома «Дети рисуют музыку»; ·
Представление педагогического опыта по реализации
творческого проекта на различных площадках и конкурсах педагогического
мастерства. |
1).
Подведение итогов проекта 2).
Анализ целесообразности и важности практического значения проекта |
КАЛЕНДАРНО
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ДЕТИ
РИСУЮТ МУЗЫКУ»
(совместная деятельность педагогов и детей)
Месяц |
Тема
занятия |
Музыкально-художественный материал |
Деятельность
детей |
Октябрь
-ноябрь |
Зоологические фантазии
Путешествие в зоопарк |
·
Знакомство с
творчеством композитора К. Сен-Санса
(презентация) ·
Сюита «Карнавал
животных» (слушание) ·
Репродукции картин
Р. Бейтмана «Лев», К. Ютца «Птичий двор», А. Комаров «Кенгуру», Р. Торн
«Лебеди», А. Матис «Красные рыбки» |
Арт-картина в технике коллаж «Лев» https://66000680.есимп.рф/site/pub?id=58983
Рисование ладошками «Петухи и куры» |
Декабрь |
Волшебные звуки зимы |
·
Слушание А.
Вивальди «Времена года. Зима» ·
Репродукции картин
русских художников: Э. Панов «На опушке леса», Н. Ромадин «Зима», В. Жданов
«Снежные каникулы» |
Нетрадиционная техника рисования пакетом «Снежинки» |
Январь |
Пришла Коляда |
·
Слушание М. Мусоргский «Рождественские перезвоны» ·
Просмотр видеороликов «Колядки», «Обряд колядования» |
Народный праздник «Колядки на святки» |
24 января - День эскимо |
·
Слушание Эмиль
Градески «Мороженое» (регтайм) ·
Картина И. Кузубова
«Советские сладости» |
Рисование «Мороженое» в нетрадиционной
технике ватными палочками |
|
Февраль |
Военные марши |
·
Слушание песен об
армии братья Покрасс «Три танкиста»,
«Марш Буденного», П. Герман «Марш авиаторов» ·
Иллюстрации картин
об армии и военной технике |
Спортивный праздник с папами «Армейские
сборы» https://vk.com/club217247978?w=wall-217247978_609
Рисование на тему «Наша армия» (цветные
карандаши, фломастеры) |
Март |
Масленица |
Слушание и
просмотр: ·
П. Чайковский
«Масленица» ·
репродукции картин
русских художников на тему «Масленица» Б. Кустодиева, С. Сочивко, А.
Брусилова, Г. Егоровой, В. Сурикова |
Народный праздник «Гуляй, масленица!» |
27 марта – Международный день театра. |
·
Просмотр
презентации «Музыка театра» ·
Репродукции картин
Э. Дега «Арлекин и Коломбино», К. Сомов «Балет» |
Рисование
театральных масок в нетрадиционной технике ватными дисками |
|
Апрель |
Музыка весны |
·
Слушание П.
Чайковский «Подснежник», «Песнь
жаворонка» из цикла «Детский альбом», звуки природы – пение жаворонка ·
Просмотр
репродукций картин русских художников А. Саврасова «Грачи прилетели», И.
Левитана «Март» |
Рисованная аппликация «Птицы» (цветные
мелки)
|
Май |
|
·
Слушание П.
Чайковский «Вальс цветов» из цикла балета «Щелкунчик» ·
Рассматривание
картин С. Виноградова «Весна», А. Шевелева «Весна в усадьбе», А. Матиса
«Букет цветов на веранде» |
Прогулка на набережную
Рисунки мелками на асфальте «Цветная
фантазия» |
Поделиться в социальных сетях:
Арт-проект "ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ"