30 апреля

Музыкальные нейроигры

Музыкальное воспитание в детском саду направлено на формирование начала музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей детей. Успешное решение данных задач зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого музыкального репертуара и от методов и приемов, применяемых в работе с детьми в различных видах музыкальной деятельности.

 

Однако, опираясь на современную практику работы с детьми, замечено, что в развитие  многих умений, навыков, способностей дошкольников  (в том числе и музыкальных) сопряжено с определенными трудностями. Т.к.  с каждым годом  резко возрастает число детей с отклонениями в развитии. И хотя клинические обследования таких детей не выявляют какие-либо грубые патологии и фиксируют уровень их развития в  пределах нормативных границ, между тем проблемы обучаемости вызывают большие опасения.  

 

Так же замечено, что традиционные и общепринятые методы и формы работы с такими детьми, не дают особо выраженного результата. И причин тому множество –  экологические,  биологические и даже генетические. Но есть и еще одна немаловажная причина -  это малоподвижный образ жизни наших детей. Ведь именно недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом и как следствие к нарушению динамики межполушарных связей. Что в свою очередь приводит к несформированности координации движений, плохо развитому чувства ритма, речи, дикции, памяти. Именно поэтому, передо мной как педагогом встала проблема поиска эффективных средств  и форм работы с детьми, чтобы  преодолеть все эти трудности и сделать процесс развития музыкального  и творческого начала своих воспитанников действенным и результативным.   Отличным решением данных  музыкально-педагогических задач выступает комплексная методика под названием НЕЙРОРИТМИКА (или НЕЙРОИГРЫ). В чем ее главный обучающий потенциал?

 

Человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое полушарие понимает в музыке структуру музыкального языка, отслеживает каждый звук в отдельности, «видит» каждую нотку. Также, левое полушарие «умеет играть» каждым пальчиком отдельно, оперирует речью, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу.

 

Правое полушарие определяет склонность к творчеству, креативности, восприятие информации на слух, отзывается на интонацию, ритм, динамические оттенки обогащается и питается музыкой, запоминает все музыкальное произведение целиком.

 

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Нейроигры  же, отлично налаживающие данный механизм взаимодействия, становятся прекрасным игровым тренажером для развития ритма, речи, памяти, координации движений, т. е для всех составляющих успешного  развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

 

Нейро-упражнения проводятся в режимных моментах, на занятиях, в продуктивных видах деятельности в виде музыкальных пауз. Такие упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, перерывы между занятиями.

 

Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.

 

МУЗЫКА. Все игры проводятся обязательно с музыкальным сопровождением. Для этого использую  музыку в достаточно умеренном темпе с четким ритмическим рисунком. Как правило, это  народные мелодии  и мелодии-минусовки  знакомых детских песен.

 

Поскольку, одним из основных направлений в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях является формирование метроритмического чувства: темпа, ритма, то поиск интересных и разнообразных методов работы с детьми становиться очень важным и необходимым. Существует множество игр и упражнений для  развития метроритмического слуха, но все они преследуют одну цель – развитие слуховых и моторных способностей детей. Я же хочу вас познакомить с  формой работы, которая называется нейроигры с предметами.

 

Ритмические нейроигры  с предметами – это игры со стаканами, мячиками, кубиками, клавесами, шишками, любыми мелкими игрушками и т. д.Такие игры очень нравятся детям. Вариантов таких игр может быть множество и ребята очень быстро и легко обучаются игре абсолютно с любыми предметами.

 

В чем же их главный обучающий секрет? Это ритмически точные удары (или движения с предметами) в соответствии с ритмом музыкального сопровождения. Движения с предметами могут быть самыми разнообразными, но при этом главное внимание должно уделяться обучению главному механизму – это правильному чередованию движений правой и левой рук в соответствии с  ритмом, звучащей мелодии.

 

Еще одна замечательная форма работы над ритмом – это классики. Это не просто занимательная игра, но и прекрасное средство развития глазомера, равновесия, тренировка хорошей координации движений и умения слышать музыкальные фразы. А само е главное учит каждого ребенка слышать метрическую пульсацию в музыке и в соответствии с ней управлять своими движениями.

 

В данном виде нейроигр я использовала 2 варианта игровых полей:

·        на столе;

·        классики из обручей.

 

Известно, что дошкольное детство является периодом особо благоприятным для  интенсивного, творческого развития ребёнка, в том числе и развития его музыкальных способностей.  И одним из первых проявлений музыкальности ребенка по праву считается пение, которое на прямую связано с развитием речи детей. Работа над вокалом на музыкальном занятии включает в себя работу над правильным звукоизвлечением, дыханием, звуковысотным слухом, но прежде всего она требует хорошей работы артикуляционного аппарата (губы, язык) и развитие четкой дикции. Отличным инструментом для решения  данной задачи  является ритмодекламация.

 

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ  – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация  может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

 

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

 

Их я использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

 

Роль памяти и внимания в музыкальном развитии ребенка огромна. Запоминать слова песен и игр, движения в танцевальных композициях, определенные построения в музыкальном зале — все это связано с работой памяти. Для тренировки детей успешному и быстрому запоминанию  прекрасно подходит смысловой метод группировки, который в нейроиграх представлен музыкальным  тренажером  «Мемори».

 

Для организации тренажера, я использовала цветные салфетки из рогожки, цветные диски, платочки, листы цветной бумаги, кубики, картинки с геометрическими фигурами и т. д. Вариантов таких нейроигр может быть много, но главный принцип исполнения один – повторить под музыку, следуя ритмическому рисунку мелодии, определенную очередность различных картинок или озвучить мелодию музыкальными инструментами. Сложность таких видов нейроигр заключена в зеркальном принципе восприятия и запоминания движений.

 

Тренажер «Мемори» очень универсален. В него можно играть не только на музыкальных занятиях, но и  использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах и даже на прогулке с использованием стола.

 

Занимаясь музыкой с детьми, я заметила, что движения для детей – это органическая и естественная потребность. А сочетание движений с музыкой – прекрасная возможность научить детей понимать музыку  языком тела и пластики.  Именно поэтому, формирование у навыков танцевального творчества является не только одной из самых важных программных задач, но и необходимым условием полного и гармоничного детского развития и воспитания на музыкальных занятиях в ДОУ.

 

Однако, разучивая танцы и ритмические упражнения, я заметила, что многие  ребята плохо переключаются с одного движения на другое, моторно не ловкие, им сложно танцевать в ансамбле и  вместе со всей группой. А ведь для развития танцевального творчества необходимо, чтобы дети не только эмоционально откликались на музыку, но и самим запомнить и исполнить определенную последовательность  движений, а так же свободно взаимодействовать вместе с другими детьми в рамках одной танцевальной композиции. 

 

Танцевальные нейроигры - это комплекс, сочетающий в себе  определенные схемы движений рук (хлопки, рукопожатия со сменой  правой и левой позиций рук), танцевальные движения (приседания, кружения) и перестроения под музыку. Движения в таких упражнениях сочетаются между собой, следуя заданному ритму мелодии. Все они  просты для выполнения и  направлены на  обучение детей слышать ритмическую пульсацию мелодии и правильно согласовывать свои движения в соответствии с заданным темпом. Такие музыкальные упражнения хорошо тренируют координацию, стимулируют развитие ловкости, точности, воспитывают ансамблевую слаженность, т.е.  все то, что необходимо для развития танцевальных умений и навыков на музыкальных занятиях.

  

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод. Нейропсихологические игры и упражнения на музыкальных занятиях  синхронизируют работу обеих полушарий мозга детей, что в свою очередь способствует  развитию мыслительной деятельности, улучшению памяти, внимания, координации.  Такая целенаправленная  и систематическая  работа создает физиологическую основу для  развития музыкальных способностей  детей дошкольного возраста.