-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
30 апреля
Музыкальное
воспитание в детском саду направлено на формирование начала музыкальной
культуры и развитие музыкальных способностей детей. Успешное решение данных
задач зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого
музыкального репертуара и от методов и приемов, применяемых в работе с детьми в
различных видах музыкальной деятельности.
Однако,
опираясь на современную практику работы с детьми, замечено, что в развитие многих умений, навыков, способностей дошкольников (в том числе и музыкальных) сопряжено с
определенными трудностями. Т.к. с каждым
годом резко возрастает число детей с
отклонениями в развитии. И хотя клинические обследования таких детей не
выявляют какие-либо грубые патологии и фиксируют уровень их развития в пределах нормативных границ, между тем
проблемы обучаемости вызывают большие опасения.
Так
же замечено, что традиционные и общепринятые методы и формы работы с такими
детьми, не дают особо выраженного результата. И причин тому множество – экологические, биологические и даже генетические. Но есть и еще
одна немаловажная причина - это
малоподвижный образ жизни наших детей. Ведь именно недостаточность физической
активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом и как следствие
к нарушению динамики межполушарных связей. Что в свою очередь приводит к
несформированности координации движений, плохо развитому чувства ритма, речи,
дикции, памяти. Именно поэтому, передо мной как педагогом встала проблема
поиска эффективных средств и форм работы
с детьми, чтобы преодолеть все эти
трудности и сделать процесс развития музыкального и творческого начала своих воспитанников
действенным и результативным. Отличным
решением данных музыкально-педагогических
задач выступает комплексная методика под названием НЕЙРОРИТМИКА (или НЕЙРОИГРЫ).
В чем ее главный обучающий потенциал?
Человеческий
мозг состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные
функции. Левое полушарие понимает в музыке структуру музыкального языка,
отслеживает каждый звук в отдельности, «видит» каждую нотку. Также, левое
полушарие «умеет играть» каждым пальчиком отдельно, оперирует речью, условными
знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу.
Правое
полушарие определяет склонность к творчеству, креативности, восприятие
информации на слух, отзывается на интонацию, ритм, динамические оттенки обогащается
и питается музыкой, запоминает все музыкальное произведение целиком.
Отсутствие
слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении
детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит
полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из
которых постигает внешний мир по-своему. Нейроигры же, отлично налаживающие данный механизм
взаимодействия, становятся прекрасным игровым тренажером для развития ритма,
речи, памяти, координации движений, т. е для всех составляющих успешного развития музыкальных способностей детей
дошкольного возраста.
Нейро-упражнения
проводятся в режимных моментах, на занятиях, в продуктивных видах деятельности
в виде музыкальных пауз. Такие упражнения помогают синхронизации работы
полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Удобно и то, что
проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти
упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки,
режимные моменты, перерывы между занятиями.
Один
из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является
положительная атмосфера. Положительный эмоциональный настрой существенно
улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов.
Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес
к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность
мышления и стабилизируется психологическое состояние.
МУЗЫКА. Все игры проводятся обязательно с
музыкальным сопровождением. Для этого использую
музыку в достаточно умеренном темпе с четким ритмическим рисунком. Как
правило, это народные мелодии и мелодии-минусовки знакомых детских песен.
Поскольку,
одним из основных направлений в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях
является формирование метроритмического чувства: темпа, ритма, то поиск
интересных и разнообразных методов работы с детьми становиться очень важным и
необходимым. Существует множество игр и упражнений для развития метроритмического слуха, но все они
преследуют одну цель – развитие слуховых и моторных способностей детей. Я же
хочу вас познакомить с формой работы,
которая называется нейроигры с предметами.
Ритмические
нейроигры
с предметами – это игры со
стаканами, мячиками, кубиками, клавесами, шишками, любыми мелкими игрушками и
т. д.Такие игры очень нравятся детям. Вариантов таких игр может быть множество
и ребята очень быстро и легко обучаются игре абсолютно с любыми предметами.
В
чем же их главный обучающий секрет? Это ритмически точные удары (или движения с
предметами) в соответствии с ритмом музыкального сопровождения. Движения с
предметами могут быть самыми разнообразными, но при этом главное внимание должно
уделяться обучению главному механизму – это правильному чередованию движений
правой и левой рук в соответствии с ритмом, звучащей мелодии.
Еще
одна замечательная форма работы над ритмом – это классики. Это не просто
занимательная игра, но и прекрасное средство развития глазомера, равновесия,
тренировка хорошей координации движений и умения слышать музыкальные фразы. А
само е главное учит каждого ребенка слышать метрическую пульсацию в музыке и в
соответствии с ней управлять своими движениями.
В
данном виде нейроигр я использовала 2 варианта игровых полей:
·
на
столе;
·
классики
из обручей.
Известно,
что дошкольное детство является периодом особо благоприятным для
интенсивного, творческого развития ребёнка, в том числе и развития его
музыкальных способностей. И одним из первых проявлений музыкальности
ребенка по праву считается пение, которое на прямую связано с развитием
речи детей. Работа над вокалом на музыкальном занятии включает в себя работу
над правильным звукоизвлечением, дыханием, звуковысотным слухом, но прежде
всего она требует хорошей работы артикуляционного аппарата (губы, язык) и
развитие четкой дикции. Отличным инструментом для решения данной задачи является ритмодекламация.
РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – это чёткое
произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация
может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки,
шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может
сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить
ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Основная
цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие
музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное
правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится
осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Их
я использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп
деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь
включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и
устойчивости внимания.
Роль
памяти и внимания в музыкальном развитии ребенка огромна. Запоминать слова
песен и игр, движения в танцевальных композициях, определенные построения в музыкальном
зале — все это связано с работой памяти. Для тренировки детей успешному и
быстрому запоминанию прекрасно подходит смысловой
метод группировки, который в нейроиграх представлен музыкальным тренажером «Мемори».
Для
организации тренажера, я использовала цветные салфетки из рогожки, цветные
диски, платочки, листы цветной бумаги, кубики, картинки с геометрическими
фигурами и т. д. Вариантов таких нейроигр может быть много, но главный принцип
исполнения один – повторить под музыку, следуя ритмическому рисунку мелодии,
определенную очередность различных картинок или озвучить мелодию музыкальными
инструментами. Сложность таких видов нейроигр заключена в зеркальном принципе
восприятия и запоминания движений.
Тренажер
«Мемори» очень универсален. В него можно играть не только на музыкальных
занятиях, но и использовать в совместной
деятельности с детьми в любых режимных моментах и даже на прогулке с
использованием стола.
Занимаясь
музыкой с детьми, я заметила, что движения для детей – это органическая и
естественная потребность. А сочетание движений с музыкой – прекрасная
возможность научить детей понимать музыку
языком тела и пластики. Именно
поэтому, формирование у навыков танцевального творчества является не только
одной из самых важных программных задач, но и необходимым условием полного и
гармоничного детского развития и воспитания на музыкальных занятиях в ДОУ.
Однако,
разучивая танцы и ритмические упражнения, я заметила, что многие ребята плохо переключаются с одного движения
на другое, моторно не ловкие, им сложно танцевать в ансамбле и вместе со всей группой. А ведь для развития
танцевального творчества необходимо, чтобы дети не только эмоционально откликались
на музыку, но и самим запомнить и исполнить определенную последовательность движений, а так же свободно взаимодействовать
вместе с другими детьми в рамках одной танцевальной композиции.
Танцевальные нейроигры - это комплекс,
сочетающий в себе определенные схемы
движений рук (хлопки, рукопожатия со сменой
правой и левой позиций рук), танцевальные движения (приседания,
кружения) и перестроения под музыку. Движения в таких упражнениях сочетаются
между собой, следуя заданному ритму мелодии. Все они просты для выполнения и направлены на
обучение детей слышать ритмическую пульсацию мелодии и правильно согласовывать
свои движения в соответствии с заданным темпом. Такие музыкальные упражнения
хорошо тренируют координацию, стимулируют развитие ловкости, точности,
воспитывают ансамблевую слаженность, т.е.
все то, что необходимо для развития танцевальных умений и навыков на
музыкальных занятиях.
Таким
образом, подводя итог вышесказанному можно сделать
следующий вывод. Нейропсихологические игры и упражнения на музыкальных занятиях синхронизируют работу обеих полушарий
мозга детей, что в свою очередь способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению
памяти, внимания, координации. Такая
целенаправленная и систематическая работа создает физиологическую основу для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Поделиться в социальных сетях:
Музыкальные нейроигры