2023

Единый методический день 30 января 2023 г.

                            Музыкальная предметно-развивающая среда,

                 как условие  успешной   адаптации детей в ДОУ

                                             (из опыта работы)

 

СЛАЙД 1. Добрый день уважаемые коллеги! Я – музыкальный руководитель МА ДОУ №16 Семенова Мария Владимировна. Сегодня я представляю вашему вниманию материалы моей работы на тему  «Музыкальная предметно-развивающая среда, как условие успешной адаптации детей к условиям ДОУ».

 

СЛАЙД 2. Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду всегда была очень высока. Ведь это  ответственный и очень важный шаг в жизни каждого ребенка. Новая социальная среда,  изменение образа жизни – все это формирует детские страхи и как следствие,  стресс и панику. Поэтому очень важно сделать этот  переход в новую жизнь безболезненным и комфортным для маленьких детей. Показать, что мир вокруг него полон новых радостных открытий. Он веселый, добрый и очень рад встрече с ним!

 

Эффективным средством решения проблемы выступает музыка. Ведь именно она является источником детской радости и способна  оказывать  терапевтическое воздействие на психику малышей.  Музыкальные занятия помогут отвлечь от неприятных переживаний, успокоиться, переключить сознание на позитив, зарядиться положительными эмоциями. Ведь только комфортная, доброжелательная и интересно-насыщенная атмосфера в группе может вызвать желание приходить суда снова и снова и как следствие,  быстро привыкнуть к условиям новой жизни.

 

СЛАЙД 3. В период адаптации  игровая форма музыкальных занятий является  основной. Малыши «гуляют» и пляшут. Превращаются в листочки, цветочки, имитируют движения зайчиков, мишек, катаются на машине,  лошадке, карусели. Для погружения в атмосферу игры,  я использую любимые игрушки.  Дети с удовольствием поют для них и  играют на музыкальных инструментах.  В качестве разнообразия видов деятельности, использую на занятиях пальчиковые и логоритмические игры, различные виды театров, музыкальный игровой массаж и дидактические игры. Таким образом, занятия превращаются в маленький спектакль, который несомненно требует  специальной подготовки и оснащения.  В связи с этим, возникает необходимость создания специальной  музыкальной развивающей предметно-пространственной среды, главная задача которой сделать музыкальные занятия интересными и разнообразными.

 


СЛАЙД 4.  Вопрос организации РППС в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.  Роль педагога же заключается в правильном моделировании такой среды, которая должна способствовать максимальному развитию личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

 

СЛАЙД 5. Говоря о содержании музыкальной предметно-развивающей среды в период адаптации, следует отметить, что материал, который она содержит, ориентирован  прежде всего привлечение внимания детей и создания атмосферы эмоционального комфорта в группе, и только потом на развитие музыкальности как таковой. Музыка и игра становятся некой  палочкой-выручалочкой, способной сгладить все «острые углы» первых детских впечатлений от детского сада и помочь установить навыки взаимодействия детей друг с другом и с педагогами.

 

СЛАЙД 6. Основной составляющий элемент музыкально-развивающей среды в любой группе – это музыкальный центр.  В группе раннего возраста в нем сосредоточены не только музыкальные инструменты, «танцующие» и «поющие» игрушки, шумовые музыкальные инструменты,  сделанные своими руками,   атрибуты для игр, танцев и ритмических движений, но и игровые и дидактические пособия, музыкальные папки и сборники, а так же аудио и видео материалы.

 

СЛАЙД 7. Я заметила, что дети успокаиваются, если в группе включают музыку. Поэтому, применение приемов музыкотерапии в работе с детьми в период адаптации, является самым перспективным  направлением работы. Это не значит, что музыка звучит непрерывно. Прослушивается дозировано в зависимости от времени суток, вида деятельности, настроения. Обычно слушание музыки проходит в течение 15 минут. Утром я включаю сборник детских песенок. Он составлен из  мажорных и добрых вокальных композиций.  Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон я использую папку колыбельных песенок для малышей, а также  папку фоновой музыки  Рушеля Блаво.

 

Рушель Блаво  - автор уникальной методики музыкотерапии и непосредственный создатель лечебной музыки. Суть метода Блаво заключается в том, что для каждого заболевания можно найти и подобрать музыку (мелодию), которая будет воздействовать самым благоприятным образом. Он провел много исследований и пришел к выводу, что правильно должна быть выбрана не только мелодия, но и музыкальные инструменты, на которых она исполняется. Например, для лечения заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы необходимо использовать гитару, клавишные справляются с заболеваниями желудка, а позвоночник лечит барабан.

 

Приемы музыкотерапии способствуют коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности в группе, снимают напряжение, утомление, повышают эмоциональный тонус.

 

СЛАЙД 8. Всем известно, что потребность в активных движениях свойственна маленьким детям. Они очень  любят танцы, пляски и конечно же игры. Поэтому, применение игровых технологий в работе с детьми в этот период, особо важно и необходимо. Ведь играя, малыши тренируют выработку адекватных форм поведения, учатся устанавливать контакты со сверстниками в группе и взрослыми.

Музыкальные игры очень просты и удобны в работе тем, что уже в своей основе сочетают слова и движения. Чтобы сыграть в такую игру с детьми, не требуется никакой специальной  подготовки. Звучащий на фоне музыки текст указывает, как должны двигаться дети и какие показывать жесты. Чтобы увлечь ребят этим процессом, я использую  различные атрибуты: шапочки, маски, мягкие игрушки.  


Папка музыкальных игр, которую я использую в своей работе в период адаптации, включает в себя не только непосредственно сам музыкальный материал, но и сборник медиа картинок, которые помогают подвести детей к той или иной игре.

 

СЛАЙД 9. Особое место в комплекте игровых пособий занимают музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ.

Эти игры наиболее любимы детьми. Ведь они обожают различные гаджеты (телевизор, ноутбук, телефон), поэтому, конечно же использование мультимедийных технологий в нашей работе просто необходимо. Они прекрасно позволяют сделать времяпровождение в группе интересной, насыщенной и занимательной. А самое главное стимулируют  активность детей и умело формируют  собственное «Я»,  что и является основным моментом в адаптации ребенка в микросоциуме своей группы. 

 

СЛАЙД 10. Известно, что маленькие дети познают мир и добывают информацию через сенсорные ощущения. Именно поэтому, активно использую на музыкальных занятиях с маленькими детьми игровое пособие - музыкальный бизиборд. Прототип бизиборда был изобретен в 1907 году самой Марией Монтессори. Изучив его возможности, я изготовила свой музыкальный бизиборд. В процессе игры, мы с ребятами озвучиваем шуточных прибаутки, стихи, сказки, потешки. Малышам   доставляет эмоциональное наслаждение извлекать на музыкальных инструментах самые разные звуки: стучать, бренчать, подыгрывать себе в такт музыки. Это вызывает чувство радости от совершаемых действий, пробуждает интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них снова и снова.

 

СЛАЙД 11. Очень часто способность к быстрой адаптации в детском саду на прямую связана с состоянием общего здоровья ребенка.  Ведь только здоровые дети с удовольствием включаются во все виды деятельности. Они жизнерадостны, оптимистичны, открыты в общении со сверстниками и педагогами. Именно поэтому, очень важно в процессе адаптации, использовать различные здоровьесберегающие технологии. В группе раннего возраста – это динамические паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастики, музыкальный игровой массаж. Последний наиболее любим детьми, потому что  сочетает в себе художественное слово и самомассаж под музыку. Хочется  отметить, что  игровой самомассаж является основой не только закаливания и оздоровления детского организма, а так же эмоциональной стабильности.  Данная технология прекрасно налаживает контакт с телом, помогает детям раскрепоститься и создать радостное настроение. Это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для особенных.

 

СЛАЙД 12. Дети раннего возраста отличаются малым и не произвольным вниманием. Поэтому его организация полностью зависит от внешних факторов и прежде всего от интереса ребёнка к объекту. Насколько интересно будет организовано занятие, настолько и устойчивым будет внимание детей. Для этого я активно использую в своей работе сказки с пальчиковыми играми (адаптационные сказки). Они очень легко осваиваются детьми. Малыши могут сами принимать участие в действиях с игрушками персонажами, повторять пальчиками несложные движения, подражать звукам персонажей. Движения пальчиков, воспроизводящих действия с куклами, способствуют развитию мелкой моторики и, соответственно, речевому развитию. А сочетание речи с движением рук уже способствует развитию памяти и мыслительной деятельности детей. А самое главное способствуют  тому, чтобы дети почувствовали себя более раскованными и свободными.

 

СЛАЙД 13. Сенсорный фартук – это необычное дидактическое пособие, которое станет верным помощником в адаптации малышей в ДОУ. Фартук привлекает внимание детей своей яркостью и многообразием элементов. Надевая его, я превращаюсь в добрую волшебницу. С его помощью можно легко и гибко изменить ход занятия или развлечения. Малыши с интересом включаются в разнообразные игры, манипулируя съёмными деталями. Между взрослым и ребёнком налаживается зрительный и вербальный контакты. Ведь они так необходимы для создания тёплых и доверительных отношени. Игра с фартуком вызывает у детей радостные эмоции. Одновременно он поможет закрепить знания об окружающем мире, разовьёт речь, творческую инициативу и эстетический вкус.

 

СЛАЙД 14. Целенаправленно организованная музыкальная предметно-развивающая среда снимет многие вопросы об отрицательных последствиях адаптационного периода и как следствие повышает
эффективность и качество адаптации детей к условиям ДОУ.

 
МПРС презентация.ppsx (Скачать)