-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
Музыкальная предметно-развивающая среда,
как условие успешной адаптации детей в ДОУ
(из
опыта работы)
СЛАЙД 1. Добрый день уважаемые коллеги! Я –
музыкальный руководитель МА ДОУ №16 Семенова Мария Владимировна. Сегодня я
представляю вашему вниманию материалы моей работы на тему «Музыкальная предметно-развивающая среда, как
условие успешной адаптации детей к условиям ДОУ».
СЛАЙД 2. Актуальность
проблемы адаптации
детей к детскому саду всегда была очень высока. Ведь это ответственный и очень важный шаг в жизни
каждого ребенка. Новая социальная среда, изменение образа жизни – все это формирует детские
страхи и как следствие, стресс и панику.
Поэтому очень важно сделать этот переход
в новую жизнь безболезненным и комфортным для маленьких детей. Показать, что
мир вокруг него полон новых радостных открытий. Он веселый, добрый и очень рад
встрече с ним!
Эффективным средством решения
проблемы выступает музыка. Ведь именно она является источником детской
радости и способна оказывать терапевтическое воздействие на психику малышей.
Музыкальные занятия помогут отвлечь от
неприятных переживаний, успокоиться, переключить сознание на позитив,
зарядиться положительными эмоциями. Ведь только комфортная, доброжелательная и
интересно-насыщенная атмосфера в группе может вызвать желание приходить суда
снова и снова и как следствие, быстро
привыкнуть к условиям новой жизни.
СЛАЙД 3. В период адаптации игровая форма музыкальных занятий является основной. Малыши «гуляют» и пляшут. Превращаются
в листочки, цветочки, имитируют движения зайчиков, мишек, катаются на
машине, лошадке, карусели. Для
погружения в атмосферу игры, я использую
любимые игрушки. Дети с удовольствием
поют для них и играют на музыкальных
инструментах. В качестве разнообразия
видов деятельности, использую на занятиях пальчиковые и логоритмические игры,
различные виды театров, музыкальный игровой массаж и дидактические игры. Таким
образом, занятия превращаются в маленький спектакль, который несомненно требует
специальной подготовки и оснащения. В связи с этим, возникает необходимость создания
специальной музыкальной развивающей предметно-пространственной
среды, главная задача которой сделать музыкальные занятия интересными и
разнообразными.
СЛАЙД 4. Вопрос организации РППС в ДОУ на
сегодняшний день стоит особо актуально. Роль
педагога же заключается в правильном моделировании такой среды, которая
должна способствовать максимальному развитию личности ребенка и является
источником его знаний и социального опыта.
СЛАЙД 5. Говоря о содержании музыкальной предметно-развивающей
среды в период адаптации, следует отметить, что материал, который она содержит,
ориентирован прежде всего привлечение
внимания детей и создания атмосферы эмоционального комфорта в группе, и только
потом на развитие музыкальности как таковой. Музыка и игра становятся
некой палочкой-выручалочкой, способной
сгладить все «острые углы» первых детских впечатлений от детского сада и помочь
установить навыки взаимодействия детей друг с другом и с педагогами.
СЛАЙД 6. Основной составляющий элемент музыкально-развивающей
среды в любой группе – это музыкальный центр. В группе раннего возраста в нем сосредоточены
не только музыкальные инструменты, «танцующие» и «поющие» игрушки, шумовые музыкальные
инструменты, сделанные своими руками, атрибуты
для игр, танцев и ритмических движений, но и игровые и дидактические пособия, музыкальные
папки и сборники, а так же аудио и видео материалы.
СЛАЙД 7. Я заметила, что дети успокаиваются, если в
группе включают музыку. Поэтому, применение приемов музыкотерапии в
работе с детьми в период адаптации, является самым перспективным направлением работы. Это не значит, что
музыка звучит непрерывно. Прослушивается дозировано в зависимости от
времени суток, вида деятельности, настроения. Обычно
слушание музыки проходит в течение 15 минут. Утром я включаю сборник
детских песенок. Он составлен из
мажорных и добрых вокальных композиций.
Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон
я использую папку колыбельных песенок для малышей, а также папку фоновой музыки Рушеля Блаво.
Рушель Блаво -
автор уникальной методики музыкотерапии и непосредственный создатель лечебной
музыки. Суть метода Блаво заключается в том, что для каждого заболевания можно
найти и подобрать музыку (мелодию), которая будет воздействовать самым
благоприятным образом. Он провел много исследований и пришел к выводу, что
правильно должна быть выбрана не только мелодия, но и музыкальные инструменты,
на которых она исполняется. Например, для лечения заболеваний сердца и
сердечно-сосудистой системы необходимо использовать гитару, клавишные
справляются с заболеваниями желудка, а позвоночник лечит барабан.
Приемы
музыкотерапии способствуют коррекции психофизического
здоровья детей в процессе их жизнедеятельности в группе, снимают
напряжение, утомление, повышают эмоциональный тонус.
СЛАЙД 8. Всем известно, что потребность в активных
движениях свойственна маленьким детям. Они очень любят танцы, пляски и конечно же игры. Поэтому,
применение игровых технологий в работе с детьми в этот период, особо важно и
необходимо. Ведь играя, малыши тренируют выработку адекватных форм поведения,
учатся устанавливать контакты со сверстниками в группе и взрослыми.
Музыкальные
игры очень просты и удобны в работе тем, что уже в своей основе сочетают слова
и движения. Чтобы сыграть в такую игру с детьми, не требуется никакой
специальной подготовки. Звучащий на фоне
музыки текст указывает, как должны двигаться дети и какие показывать жесты. Чтобы
увлечь ребят этим процессом, я использую различные атрибуты: шапочки, маски, мягкие
игрушки.
Папка
музыкальных игр, которую
я использую в своей работе в период адаптации, включает в себя не только
непосредственно сам музыкальный материал, но и сборник медиа картинок, которые
помогают подвести детей к той или иной игре.
СЛАЙД 9. Особое место в комплекте игровых пособий
занимают музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ.
Эти
игры наиболее любимы детьми. Ведь они обожают различные гаджеты (телевизор,
ноутбук, телефон), поэтому, конечно же использование мультимедийных технологий
в нашей работе просто необходимо. Они прекрасно позволяют сделать
времяпровождение в группе интересной, насыщенной и занимательной. А самое главное стимулируют активность детей и умело формируют собственное «Я», что и является основным моментом в адаптации
ребенка в микросоциуме своей группы.
СЛАЙД 10. Известно, что маленькие дети познают мир и
добывают информацию через сенсорные ощущения. Именно поэтому, активно
использую на музыкальных занятиях с маленькими детьми игровое пособие - музыкальный
бизиборд. Прототип бизиборда был изобретен в 1907 году самой Марией
Монтессори. Изучив его возможности, я изготовила свой музыкальный бизиборд.
В процессе игры, мы с ребятами озвучиваем шуточных прибаутки, стихи, сказки,
потешки. Малышам доставляет эмоциональное наслаждение
извлекать на музыкальных инструментах самые разные звуки: стучать, бренчать,
подыгрывать себе в такт музыки. Это вызывает чувство радости от совершаемых
действий, пробуждает интерес к музыкальным занятиям
и желание приходить на них снова и снова.
СЛАЙД 11. Очень часто способность к быстрой адаптации в
детском саду на прямую связана с состоянием общего здоровья ребенка. Ведь только здоровые дети с удовольствием
включаются во все виды деятельности. Они жизнерадостны, оптимистичны, открыты в
общении со сверстниками и педагогами. Именно поэтому, очень важно в
процессе адаптации, использовать различные здоровьесберегающие технологии. В
группе раннего возраста – это динамические паузы, пальчиковая и дыхательная
гимнастики, музыкальный игровой массаж. Последний наиболее
любим детьми, потому что сочетает в себе художественное слово и
самомассаж под музыку. Хочется отметить, что игровой самомассаж
является основой не только закаливания и оздоровления детского организма, а так
же эмоциональной стабильности. Данная
технология прекрасно налаживает контакт с телом, помогает детям раскрепоститься
и создать радостное настроение. Это прекрасный развивающий инструмент, как для
обычных деток, так и для особенных.
СЛАЙД 12. Дети раннего возраста
отличаются малым и не произвольным вниманием. Поэтому его организация полностью
зависит от внешних факторов и прежде всего от интереса ребёнка к объекту. Насколько
интересно будет организовано занятие, настолько и устойчивым будет внимание
детей. Для этого я активно использую в своей работе сказки с пальчиковыми играми (адаптационные сказки). Они очень легко осваиваются
детьми. Малыши могут сами принимать участие в действиях с игрушками
персонажами, повторять пальчиками несложные движения, подражать звукам
персонажей. Движения пальчиков, воспроизводящих действия с куклами,
способствуют развитию мелкой моторики и, соответственно, речевому развитию. А
сочетание речи с движением рук уже способствует развитию памяти и мыслительной
деятельности детей. А самое главное способствуют тому, чтобы дети почувствовали себя более
раскованными и свободными.
СЛАЙД 13. Сенсорный фартук – это необычное
дидактическое пособие, которое станет верным помощником в адаптации малышей в
ДОУ. Фартук привлекает внимание детей своей яркостью и многообразием элементов.
Надевая его, я превращаюсь в добрую волшебницу. С его помощью можно легко и
гибко изменить ход занятия или развлечения. Малыши с интересом включаются в
разнообразные игры, манипулируя съёмными деталями. Между взрослым и ребёнком налаживается
зрительный и вербальный контакты. Ведь они так необходимы для создания тёплых и
доверительных отношени. Игра с фартуком вызывает у детей радостные эмоции.
Одновременно он поможет закрепить знания об окружающем мире, разовьёт речь, творческую
инициативу и эстетический вкус.
СЛАЙД 14.
Целенаправленно
организованная музыкальная предметно-развивающая среда снимет многие вопросы об
отрицательных последствиях адаптационного периода и как следствие повышает
эффективность и качество адаптации детей к условиям ДОУ.
Поделиться в социальных сетях:
Единый методический день 30 января 2023 г.