2022

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Музыкально-игровая деятельность, как средство адаптации детей к условиям ДОУ"

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас материалами музыкально-игровой деятельности, которые вы можете использовать в своей работе с детьми раннего возраста в период их адаптации к условиям ДОУ.

 

Поступление детей в детский сад - ответственный о очень важный шаг в жизни каждого ребенка. Новая социальная среда,  изменение образа жизни – все это формирует как детские, так и  родительские страхи и как следствие,  стресс и панику. Ведь ребенок в семье уже привык к определенным правилам, режиму  питания и сна, у него уже сформировались  определенные отношения с  людьми и окружающим миром. Поэтому очень важно сделать этот  переход в новую жизнь безболезненным и комфортным для малыша. Показать, что мир вокруг него полон новых радостных открытий. Он веселый, добрый и очень рад встрече с ним!

 

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Эффективным средством решения проблемы выступает музыка. Ведь именно она является источником детской радости,  поэтому ее терапевтическое воздействие на психику детей велико.  

 

Детские песенки, игровой массаж, музыкальные игры – все это прекрасно  отвлекают детей от переживаний,  повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть вместе с другими детьми. Ведь положительные эмоции являются важным условием не только комфортной детской среды, но и повышения детского иммунитета. Известно, что, когда малыш не хочет идти в детский сад, весь его организм сопротивляется этому, и в результате он заболевает. Только яркая, интересная и насыщенная жизнь  в детском саду может вызвать желание приходить суда снова и снова и как следствие,  быстро привыкнуть к условиям новой жизни.

 

Цель:  помощь  в адаптации детей к условиям ДОУ средствами музыкально-игровой деятельности

Задачи:

-преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-снять эмоциональное и мышечное напряжение;

- снизить импульсивность,  тревогу,  агрессию;

-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом и с воспитателем;

-развивать внимание, восприятие, речь, воображение, моторику, координацию движений и игровые навыки..

 

Говоря о музыке в период адаптации детей к условиям детского сада, следует отметить, что музыкально-игровая деятельность должна быть направлена прежде всего НЕ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ как таковой, а на ДОСТИЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА малышей, когда мелодичные звуки является некой палочкой-выручалочкой способной отвлечь, переключить внимание детей на позитив,  вытеснить из сознания неприятные эмоции. Поэтому, для данной консультации я подобрала музыкально-игровой материал, который не требует каких-то специальных знаний и умений в разделе музыка. Он прост и удобен в работе, а так же может являться прекрасным игровым материалом для создания комфортной, доброжелательной среды пребывания детей в группе, особенно в период их адаптации к условиям ДОУ.

 

МУЗЫКАТЕРАПИЯ – использование фоновой музыки для создания зоны комфорта.  Прослушивая знакомые и любимые  музыкальные произведения и песенки, дети формируют свои впечатления, эмоции. Поэтому они любят их постоянно испытывать, слушая одну и ту же мелодию. Эти мелодии и песенки можно использовать во время утреннего приемы, после завтрака и  между режимными моментами.

 

Сборник песенок для самых маленьких

 

Колыбельные песенки можно используемые перед отходом ко сну. Они помогут  снизить тревожность, возбуждение и обладают успокаивающим эффектом.

 

Сборник колыбельных песенок

 

Композиция фоновой музыки Рушеля Блаво Методики работы с музыкой, которая лечит, были разработаны руководителем клиники, доктором медицинских наук Рушелем Блаво. Суть метода Блаво заключается в том, что для каждого заболевания можно найти и подобрать музыку (мелодию), которая будет воздействовать самым благоприятным образом. Оригинальность и уникальность метода – это подбор и поиск не только музыки, но и ее исполнения. Доктор Блаво провел много исследований, прежде чем пришел к выводу, что правильно должна быть выбрана не только мелодия, но и музыкальные инструменты, на которых она исполняется. Например, для лечения заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы необходимо использовать гитару, клавишные справляются с заболеваниями желудка, а позвоночник лечит барабан.

 

ИГРА - в адаптационный период, когда многим детям тяжело и  одиноко в непривычной обстановке. Поэтому  именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду. Основная   задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком,  переключить внимание детей на позитив.

 

 

 

 

Музыкальные игры и музыкально-дидактические игры с исп. ИКТ

 

Чем же интересны, полезны такие игры для детей и удобны воспитателю в процессе работы? Тем, что уже в своей основе сочетают слова и музыкальные движения. И чтобы сыграть в такую игру с детьми, не требуется никакой музыкальной подготовки. Звучащий на фоне музыки текст указывает, что должны делать дети и какие показывать жесты.

 

Для того чтобы вызвать у детей интерес к играм желательно использовать различные атрибуты: шапочки, маски, эмблемы, создавать для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.

 

Всем известно, что современные дети, обожают различные гаджеты (телевизор, ноутбук, телефон), поэтому, конечно же использование мультимедийных технологий в нашей работе просто необходимо. Они прекрасно позволяют сделать времяпровождение в группе интересной, насыщенной и занимательной.

 

Сборник музыкально-дидактических  игр для самых маленьких

 

Сказки с пальчиковыми играми  очень легко осваиваются детьми. Малыши могут сами принимать участие в действиях с игрушками персонажами, повторять несложные движения, произносить звукоподражания, слова. Движения пальчиков, воспроизводящих действия с куклами, способствуют развитию мелкой моторики и, соответственно, речевому развитию. А сочетание речи с движением рук уже способствует развитию памяти и мыслительной деятельности детей. А еще игры с пальчиковыми куклами способствуют эмоциональному подъему ребенка, тому, чтобы он почувствовал себя более раскованным, свободным, что будет способствовать легкой и быстрой адаптации к условиям детского сада.

 

Музыкальный бизиборд Известно, что прототип бизиборда был изобретен в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своем через сенсорные ощущения, развивая таким образом мелкую моторику.

 

Игровой массаж Данная технология прекрасно налаживает контакт с телом, помогает детям раскрепоститься и создать радостное настроение. Это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для особенных.

 

Особое внимание следует  обратить на эмоциональное чтение сказок. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Чтобы удерживать внимание маленьких детей. Для этого следует в процессе чтения менять высоту и силу голоса. Описывая героев, пытаться охарактеризовать их жестами и манерой поведения (мишка – следует говорить медленно, в низком голосовом регистре, зайчик – четко, звонко, высоко, лисичка – мягким, томным голосом). Говорить  медленно и выразительно, делая паузы и обращая внимание на смысловые акценты.

 

                                               СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!