-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
Истоки русские мы будем знать,
На инструментах русских весело играть …
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2
месяца).
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель
Семенова М.В., родители, дети.
Проблема: Дети не знают русские
народные музыкальные инструменты (историю, название, звучание и т. д.)
Актуальность проблемы:
Летят
в космос ракеты, плывут в океаны атомные корабли, весь мир наполнен гулом
моторов. Достижения науки и техники кажутся невероятными. Изменился человек,
круг его интересов неизмеримо вырос. А искусство? Музыка? Меняются ли они
с развитием цивилизации?
Конечно!
Изменились и содержание, и формы современной музыки. Появились
новые музыкальные инструменты, богатые и совершенные по своим техническим
и художественным возможностям. Разве сравнить современный рояль с древними
гуслями или современный электронный баян, с маленькой саратовской гармоникой. А
как ново и фантастично звучит ансамбль современнейших электромузыкальных
инструментов! Неужели русские народные музыкальные инструменты это такая
архаика, такой примитив, что и не заслуживает в наш век столь пристального
внимания.
Нет.
Мы русские люди, и должны знать историю русской культуры, истоки
нашей русской музыки. Это основа для воспитания нравственно-патриотических
чувств. Обогащение знаний о нашей русской культуре и русской музыке путём
знакомства с русскими народными музыкальными инструментами поможет нам
вырастить настоящее культурное общество.
Цель проекта : формировать
знания детей о русских народных музыкальных инструментах.
Задачи проекта :
Образовательные:
·
обогатить
знания детей дошкольного возраста о русских народных
инструментах; приобщить к истокам русской народной музыки.
Развивающие:
·
развивать
умение детей определять звучание музыкальных инструментов на
слух;
·
обогащать
словарный запас детей музыкальными терминами и новыми
понятиями (тембр, динамика, диапазон, скоморох, оркестр, дирижёр, пюпитр и
т. д.);
·
развивать
навыки игры на русских народных музыкальных инструментах
(ложках, бубне,
трещотке, свистульке, гуслях, и т. д.).
Воспитательные:
·
приобщать детей
к русской музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус;
·
воспитание
нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русскими народными
музыкальными инструментами.
Ожидаемые результаты по проекту
·
Дети
расширят знания о русских народных музыкальных инструментах и русской
культуре.
·
Научатся
определять звучание музыкальных инструментов на слух.
·
Словарный
запас детей пополнится новыми музыкальными терминами и понятиями. Воспитанники
закрепят навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.
·
Знакомство
с русскими народными музыкальными инструментами и русской
музыкальной культурой будет способствовать развитию
у детей нравственно-патриотических чувств и любви к России.
Методы и приемы:
1.
Наглядный метод (демонстрация русских народных музыкальных инструментов,
видео, презентации, картин и т. д.)
2.
Словесный метод (беседы, рассказы, потешки, частушки, стихи, чтение
художественной литературы)
3.
Игровой метод (музыкальные игры «Весёлый бубен», оркестр «В ложки
бей!»; логоритмика с бубнами и погремушками «Во садули, в огороде» и «Во поле
береза стояла», оркестры «Заиграйка» и «Тико-тико»; музыкально-дидактические
игры «Отгадай, на чём играю?», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек»;
отгадывание загадок; сказки-шумелки «Теремок» и «Зима в лесу» )
4.
Практический метод (игра на русских народных музыкальных инструментах, экскурсия
и посещение концерта ДМШ №1, творческие работы (рисунки, поделки и т. д.)
5.
Использование ИКТ технологий (презентации, ИКТ-игры «Весенний оркестр»,
«На лесной полянке», «русские народные инструменты»)
Этапы работы:
1).
Сбор информации о данной проблеме. Предварительные беседы с детьми на данную
тему. Сбор информации о русских
народных музыкальных инструментах. Подбор аудио и видеоматериала.
2).
Слушание звучания рус. нар. муз. инструментов. Изучение истории рус. нар.
муз. инструментов. Оформление фотовыставки
«Русские народные музыкальные инструменты». Чтение стихов, пословиц, загадок
о русских народных музыкальных инструментах. Встреча-концерт с педагогами
и учащимися музыкальной школы. Игра на русских народных музыкальных
инструментах (шумовой оркестр). Совместное
с детьми творчество «Рисуем русские народные музыкальные инструменты»
3).
Проведение игрового развлечения «Музыка русского сердца» с участием
родителей. Оформление выставки
совместных детско-родительских творческих работ
Список литературы:
1.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2.
Д. А. Рытов «Музыкальная народная культура» 4-10 лет
3.
Бычков В. Н. «Музыкальные инструменты» - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
4.
Васильев Ю. А., Широков А. С. «Рассказы о русских народных
инструментах» – 2-е изд. – М. : «Сов. композитор», 1986 г.
5.
Кабалевский Д. «Воспитание ума и
сердца» М. : «Просвещение», 1981 г.
6.
Кабалевский Д. «Как рассказывать детям
о музыке» М. : «Просвещение», 1989 г.
7.
Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах» Изд. «Просвещение», 1990 г.
8.
Михеева Л. В. «Музыкальный словарь в рассказах» М. : 1998 г.
9.
Поплянова Е. М. «Кто стоит на трех ногах» : Музыкальные загадки.
Изд. «Композитор Санкт-Петербург», 2004 г.
10. «Энциклопедия
для детей» Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Глав. ред. В. А.
Володин. — М. : Аванта+, 2000 г.
Поделиться в социальных сетях:
ПРОЕКТ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»