2021

ПРОЕКТ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

                                                                   Истоки русские мы будем знать,

                                                        На инструментах русских весело играть …

 

Тип проекта: информационно-творческий

 

Вид проекта: групповой.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца).

 

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель Семенова М.В.,  родители, дети.

 

Проблема: Дети не знают русские народные музыкальные инструменты (историю, название, звучание и т. д.)

 

Актуальность проблемы:

 

Летят в космос ракеты, плывут в океаны атомные корабли, весь мир наполнен гулом моторов. Достижения науки и техники кажутся невероятными. Изменился человек, круг его интересов неизмеримо вырос. А искусство? Музыка? Меняются ли они с развитием цивилизации?

 

Конечно! Изменились и содержание, и формы современной музыки. Появились новые музыкальные инструменты, богатые и совершенные по своим техническим и художественным возможностям. Разве сравнить современный рояль с древними гуслями или современный электронный баян, с маленькой саратовской гармоникой. А как ново и фантастично звучит ансамбль современнейших электромузыкальных инструментов! Неужели русские народные музыкальные инструменты это такая архаика, такой примитив, что и не заслуживает в наш век столь пристального внимания.

 

Нет. Мы русские люди, и должны знать историю русской культуры, истоки нашей русской музыки. Это основа для воспитания нравственно-патриотических чувств. Обогащение знаний о нашей русской культуре и русской музыке путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами поможет нам вырастить настоящее культурное общество.

 

Цель проекта : формировать знания детей о русских народных музыкальных инструментах.

 

Задачи проекта :

Образовательные:

·        обогатить знания детей дошкольного возраста о русских народных инструментах; приобщить к истокам русской народной музыки.

Развивающие:

·        развивать умение детей определять звучание музыкальных инструментов на слух;

·        обогащать словарный запас детей музыкальными терминами и новыми понятиями (тембр, динамика, диапазон, скоморох, оркестр, дирижёр, пюпитр и т. д.);

·        развивать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах

(ложках, бубне, трещотке, свистульке, гуслях, и т. д.).

Воспитательные:

·        приобщать детей к русской музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус;

·        воспитание нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами.

 

Ожидаемые результаты по проекту

 

·        Дети расширят знания о русских народных музыкальных инструментах и русской культуре.

·        Научатся определять звучание музыкальных инструментов на слух.

·        Словарный запас детей пополнится новыми музыкальными терминами и понятиями. Воспитанники закрепят навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.

·        Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и русской музыкальной культурой будет способствовать развитию у детей нравственно-патриотических чувств и любви к России.

 

Методы и приемы:

 

1. Наглядный метод (демонстрация русских народных музыкальных инструментов, видео, презентации, картин и т. д.)

2. Словесный метод (беседы, рассказы, потешки, частушки, стихи, чтение художественной литературы)

3. Игровой метод (музыкальные игры «Весёлый бубен», оркестр «В ложки бей!»; логоритмика с бубнами и погремушками «Во садули, в огороде» и «Во поле береза стояла», оркестры «Заиграйка» и «Тико-тико»; музыкально-дидактические игры «Отгадай, на чём играю?», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек»; отгадывание загадок; сказки-шумелки «Теремок» и «Зима в лесу» )

4. Практический метод (игра на русских народных музыкальных инструментах, экскурсия и посещение концерта ДМШ №1, творческие работы (рисунки, поделки и т. д.)

5. Использование ИКТ технологий (презентации, ИКТ-игры «Весенний оркестр», «На лесной полянке», «русские народные инструменты»)

 

Этапы работы:

 

1).  Сбор информации о данной проблеме.  Предварительные беседы с детьми на данную тему.   Сбор информации о русских народных музыкальных инструментах. Подбор аудио и видеоматериала.

 

2). Слушание звучания рус. нар. муз. инструментов. Изучение истории рус. нар. муз. инструментов. Оформление фотовыставки  «Русские народные музыкальные инструменты». Чтение стихов, пословиц, загадок о русских народных музыкальных инструментах. Встреча-концерт с педагогами и учащимися музыкальной школы. Игра на русских народных музыкальных инструментах (шумовой оркестр).  Совместное с детьми творчество «Рисуем русские народные музыкальные инструменты»

 

3). Проведение игрового развлечения  «Музыка русского сердца» с участием родителей.  Оформление выставки совместных детско-родительских творческих работ

 

Список литературы:

 

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Д. А. Рытов «Музыкальная народная культура» 4-10 лет

3. Бычков В. Н. «Музыкальные инструменты» - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000 г.

4. Васильев Ю. А., Широков А. С. «Рассказы о русских народных инструментах» – 2-е изд. – М. : «Сов. композитор», 1986 г.

5. Кабалевский Д. «Воспитание ума и сердца» М. : «Просвещение», 1981 г.

6. Кабалевский Д. «Как рассказывать детям о музыке» М. : «Просвещение», 1989 г.

7. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Изд. «Просвещение», 1990 г.

8. Михеева Л. В. «Музыкальный словарь в рассказах» М. : 1998 г.

9. Поплянова Е. М. «Кто стоит на трех ногах» : Музыкальные загадки. Изд. «Композитор Санкт-Петербург», 2004 г.

10. «Энциклопедия для детей» Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Глав. ред. В. А. Володин. — М. : Аванта+, 2000 г.