-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
Актуальность проекта.
В
современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых
подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания
воспитанников образы, воспитывающие
мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к
государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине,
многонациональным народам России. Мировоззрение педагогов и родителей, их
личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые
сильнодействующие факторы воспитания.
Национальные
народные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного
предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения
хозяйства, жизни в гармонии с природой. Окунаясь в историческое прошлое
народов России, можно выделить ряд игр и забав, в которые играли наши
прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Радость движения сочетается
с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к
культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную
основу для развития патриотических чувств.
Ребёнок,
ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах
деятельности, приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него
начинает формироваться определенное отношение к людям и труду разных
национальностей, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,
складывается характер. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей
будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Тип проекта: познавательно – исследовательский,
коллективный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2
месяца).
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель
Семенова М.В., инструктор по ФИЗО Шакарова Е.В., родители, дети.
Цель проекта: создать условия для формирования у
детей элементарных представлений о культуре и традициях Россиян посредством
изучения различных игр и забав народов России.
Задачи:
·
формировать
у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм народов
России;
·
Формировать
представления о разнообразии народных игр, желание использовать в
самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам;
расширять кругозор детей;
·
развивать
творческие способности детей к различным видам деятельности, стремление больше
узнать о родном крае;
·
способствовать
укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта,
не только детей, но и их родителей;
·
совершенствовать
исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать,
сравнивать, делать выводы;
·
воспитывать
уважение к людям разных национальностей и их обычаям, любовь к своей стране,
гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости за Родину,
приобщать к истокам народной культуры.
Методы и приемы:
-
НОД с участием родителей (родители-представители народов России) с целью
расширения кругозора детей о различных народах России;
-
Беседы с детьми о культуре и традициях народов России;
-
Подвижные игры и забавы на тему проекта;
-
Ознакомление с художественной литературой (стихи, загадки, потешки, песни,
рассказы, сказки);
-
рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, познавательно-информационных
фильмов для старших
дошкольников.
-
Релаксация «Колыбельные народов России» во время сна (успокаивает детей после
активной первой половины дня);
-
Совместная продуктивная деятельность детей с воспитателем и родителями
(изготовление атрибутов и элементов костюмов для подвижных игр и забав народов
России);
-
Создание уголка в предметно-развивающей среде группы «Мы – Россияне», где
разместили материал по ознакомлению и закреплению материала о культуре и
традициях народов России.
Вид деятельности |
Пути реализации |
Образовательная
деятельность |
Участники |
Двигательная |
Физкультурные занятия и утренняя гимнастика
– разучивание подвижных игр народов России Спортивное
развлечение «Мы – россияне» |
Физическое, речевое и познавательное
развитие |
Инструктор по физической культуре, музыкальный
руководитель |
Познавательно-исследовательская |
Просмотр слайдов,
познавательно-информационных фильмов. Беседы, презентациии. Уголок «Мы – Россияне» в предметно –
развивающей среде |
Социально – коммуникативное развитие |
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель |
Коммуникативно-речевая |
- Чтение сказок народов России: «Матти
– весельчак» - карельская сказка, «Перя-богатырь» - Коми, «Как я пчел
караулил» - марийская сказка, «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская
сказка, «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка, «Как собака друга искала»-
народы севера; «Кит и олень» - чукчи, «Девушка - хвощина» - якутская сказка,
«Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка, «Айога» - нанайская сказка.
Отгадывание
загадок. Беседы по теме проекта. Театрализация рассказов по картинам: «Ярмарка», «Охота
с ловчими птицами», «Пчеловодство». |
Речевое и познавательное развитие |
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель |
Художественно-творческая |
Рисование
«Орнаменты узоров на костюмах народов России».
Лепка
«Любимые животные народов России (олень, баран, корова и
др). Аппликация
«Украсим головные уборы народов России». |
Познавательное и художественно –
эстетическое развитие |
Дети, воспитатели |
Самостоятельная деятельность |
Рассматривание
иллюстраций, фото,
картинок.
Использование
атрибутов для игр в самостоятельной деятельности. |
Социально – коммуникативное, познавательное
и речевое развитие |
Дети, воспитатели, родители |
Работа с родителями |
Консультации
и беседы с
родителями. Изготовление
атрибутов к играм и забавам, элементов костюмов со своими
детьми.
Участие
родителей в НОД. |
Социально – коммуникативное развитие |
Дети, родители, воспитатели |
Музыкальная |
Ритмика под народные мелодии , народные
игры и забавы, шумовой оркестр и танцы |
Познавательное и художественно –
эстетическое развитие |
Музыкальный руководитель, дети |
Общий
результат:
·
создание
системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам
национальной культуры
·
изготовление
картотеки народных и хороводных игр, пособий и атрибутов по теме проекта.
·
презентация проекта.
Используемая литература:
-
Кенеман А. В. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
-
Литвинова М. Ф. Русские народные игры. М., 1986.
- Н.Г.
Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание
дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. –
112с.
-
Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ
– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
-
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для
реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ,
2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
7
- Е.А.
Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении:
планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. –
Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
-
Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова
Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.:
«ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
- С
чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под
ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с
детьми.)
- Логинова
Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по
патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. –
72с.: ил.
-
Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель,
редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
Поделиться в социальных сетях:
Игры и забавы нородов России