2020

Игры и забавы нородов России

Актуальность проекта.

 

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников  образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России. Мировоззрение педагогов и родителей, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. 

 

Национальные народные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой. Окунаясь в историческое прошлое народов России, можно выделить ряд игр и забав, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

 

Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности, приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду разных национальностей, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

 

Тип проекта: познавательно – исследовательский, коллективный.

 

Вид проекта: групповой.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца).

 

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель Семенова М.В., инструктор по ФИЗО Шакарова Е.В., родители, дети.

 

Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях Россиян посредством изучения различных игр и забав народов России.

 

Задачи:

·        формировать у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм народов России;

·        Формировать представления о разнообразии народных игр, желание использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей;

·        развивать творческие способности детей к различным видам деятельности, стремление больше узнать о родном крае;

·        способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей;

·        совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы;

·        воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости за Родину, приобщать к истокам народной культуры.

 

Методы и приемы:

- НОД с участием родителей (родители-представители народов России) с целью расширения кругозора детей о различных народах России;                                             

- Беседы с детьми о культуре и традициях народов России;                                                

- Подвижные игры и забавы на тему проекта;                                                                            

- Ознакомление с художественной литературой (стихи, загадки, потешки, песни, рассказы, сказки);                                                                                                                                     

- рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, познавательно-информационных фильмов для старших дошкольников.                                                 

- Релаксация «Колыбельные народов России» во время сна (успокаивает детей после активной первой половины дня);                                                                               

- Совместная продуктивная деятельность детей с воспитателем и родителями (изготовление атрибутов и элементов костюмов для подвижных игр и забав народов России);

- Создание уголка в предметно-развивающей среде группы «Мы – Россияне», где разместили материал по ознакомлению и закреплению материала о культуре и традициях народов России.

 

 Вид деятельности

 Пути реализации

Образовательная деятельность

 Участники

Двигательная

Физкультурные занятия и утренняя гимнастика – разучивание подвижных игр народов России

 

Спортивное развлечение «Мы – россияне»

Физическое, речевое и познавательное развитие

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Познавательно-исследовательская

Просмотр слайдов, познавательно-информационных фильмов.

Беседы, презентациии.

Уголок «Мы – Россияне» в предметно – развивающей среде

Социально – коммуникативное развитие

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель

Коммуникативно-речевая

- Чтение сказок народов России: «Матти – весельчак» - карельская сказка, «Перя-богатырь» - Коми, «Как я пчел караулил» - марийская сказка, «Тюляк, сын  Сари - Маркаса» - башкирская сказка, «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка, «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи, «Девушка - хвощина» - якутская сказка, «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка, «Айога» - нанайская сказка.     

              Отгадывание загадок.                                       

Беседы по теме проекта.

Театрализация  рассказов по картинам: «Ярмарка», «Охота с ловчими птицами», «Пчеловодство».

Речевое и познавательное развитие

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель

Художественно-творческая

Рисование «Орнаменты узоров на костюмах народов России».                                                             

Лепка «Любимые животные народов России (олень, баран, корова и др).        

Аппликация «Украсим головные уборы народов России».

Познавательное и художественно – эстетическое развитие

Дети, воспитатели

 

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций, фото, картинок.                                                 

Использование атрибутов для игр в самостоятельной деятельности.

Социально – коммуникативное, познавательное и речевое развитие

Дети, воспитатели, родители

Работа с родителями

Консультации и беседы с родителями.                                                   Изготовление атрибутов к играм и забавам, элементов костюмов со своими детьми.                                       

Участие родителей в НОД.

Социально – коммуникативное развитие

Дети, родители, воспитатели

Музыкальная

Ритмика под народные мелодии , народные игры и забавы,

шумовой оркестр и танцы

Познавательное и художественно – эстетическое развитие

Музыкальный руководитель, дети

 

Общий результат:

 

·        создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры 

·        изготовление картотеки народных и хороводных игр, пособий и атрибутов по теме проекта.

·        презентация проекта.

   

Используемая литература:

- Кенеман А. В. Детские народные подвижные игры. М., 1995.

- Литвинова М. Ф. Русские народные игры. М., 1986.

- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

- Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.

- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).

7

- Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.

- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.

- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)

- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.

- Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.