-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с
игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять
ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный
исследователь детской игры Д. Колоцца.
Музыкально-дидактические игры являются одним
из важнейших видов музыкальной деятельности т. к. объединяют все виды
музыкальной деятельности. Основное назначение музыкально-дидактических игр –
формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь
им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый
и динамический слух, побуждать к самостоятельной деятельности в группе.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у
них инициативу, самостоятельность, способность к музыкальному восприятию.
Чтобы игра была
успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру
воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры.
Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика:
он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет
самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.
А.
С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними
играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней
силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть,
и я этого требовал от всех своих коллег».
Таким образом, успех
обучения в музыкально-дидактической игре обеспечивается тогда, когда
воспитатель сам активно участвует в этой игре, особенно в младших группах,
становится её полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности,
способствующая расположению к себе всех детей, в том числе и малоактивных.
Для того чтобы
развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания,
полученные в ходе музыкальной деятельности, воспитатель сам должен знать
музыкальный репертуар, объём умений и навыков детей своей группы. Поэтому
вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с
воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей. Воспитатель должен уметь
правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с
детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру.
Музыкально-дидактические
игры проводятся с разным составом детей (всей группой, подгруппой и
индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу»,
«Матрёшки», «Колобок», «Знакомые песни», с подгруппой – «Где мои детки?»,
«Колобок», «Кто в домике живет?».
При
объединении детей надо учитывать индивидуальные особенности каждого. Ведь
музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические
возможности, поэтому при её организации следует избегать стихийности. В ходе
игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот
почему воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости
приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего.
Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо
подсказать детям, ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое
время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело
объяснить, что всё в игре подчиняются общим правилам.
Организуя
музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Так,
вполне разумно дать возможность детям самим выбрать игру, распределить роли,
инструменты, а при необходимости только разрешить возникающие конфликтные
ситуации.
В игре
возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить,
что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе.
Это и понятно: все старались, еще вчера они договорились, кто на каком
инструменте будет играть, еще вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом,
у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает
обмен игровым опытом.
Сколько
радости доставляет детям игра на детских музыкальных инструментах! Этому
вопросу следует уделять особое внимание, так как именно музицирование чаще
всего встречается в музыкально-дидактических играх. Дети включаются в эти игры
с большим желанием и интересом. Знакомство с инструментами осуществляется
планомерно. Уже в младшей группе дети узнают металлофон, слышат его звучание.
Если работу вести систематически и последовательно, то в подготовительной
группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах ансамблем,
оркестром. Ребёнок, проявивший интерес к тому или иному инструменту,
обязательно ставит в известность воспитателя, который непременно поможет в
освоении инструмента, даст оценку проделанной работе.
Ниже представлены
музыкально – дидактические игры для
организации совместной деятельности взрослых и детей.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ «ГРОМ И ДОЖДЬ»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Программные
задачи:
обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик
при восприятии музыки разного
характера.
Различать динамические оттенки музыкального произведения
и
передавать их в движении.
1. Слушание с видео (1-2 занятия.)
Первую
часть игры можно повторить несколько раз, чтобы дети запомнили смену музыкальных
фраз. Во 2 части: когда идет дождь - дети пальчиками показывают капли. Когда
гремит гром – «тарелочки» (хлопки).
2. Без видео.
Ход
игры: все дети капельки.
1.
Под
музыку дождя дети легко бегают свободно по залу.
2.
На
звучание грома – приседают на корточки, руки «домиком» над
головой.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «СТРОЙСЯ!»
(для детей старшего
дошкольного возраста)
Программное
содержание: развивать зрительно-двигательное
ориентирование по плану - схеме, воспитывать умение двигаться в
коллективе.
Ход
игры:
1ч.
– дети двигаются в рассыпную в соответствии с музыкальным сопровождением (легкий
бег, подскоки). Педагог:
Ну-ка,
замрите, на экран посмотрите!
Стройтесь,
не зевайте, картинку повторяйте!
2ч.
- дети строятся в соответствии со схемой
(шеренга, колонна, круг, и т. д. из видео)
Музыка
повторяется снова. Игра продолжается, на экране новый слайд, с другим построением.
ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО «ПОТЕРЯЛИСЬ ДЕТКИ»
(для детей младшего и
среднего возраста)
Программные
задачи: развивать
у детей слуховое внимание, навыки
Передачи
музыкальных образов в соответствии с изобразительным характером музыки.
Ход
игры:
1.
С видео.
Педагог
знакомит детей с игрой (просмотр видеопроекта не до конца – до кадра
«МОЛОДЦЫ»), обсуждает с детьми повадки, движения персонажей.
2. Без видео.
Педагог:
Все случается на свете, потерялись
чьи-то дети,
Вы зверятам помогите, и
родителей найдите.
Дети
слушают музыку, имитируют характерные движения персонажей игры. В заключении
мамы благодарят детей, за то, что они помогли им отыскать своих малышей (просмотр
конца видеопроекта)
(вариант игры для детей среднего дошкольного
возраста):
Программные
задачи: способствовать
развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений и
сценок, используя мимику и пантомиму (зайка грустный – потерялся, веселый –
маму нашел).
«Потерялись
детки» (инсценировка)
Пошли
гулять бельчата, ежата, зайчата.
Гуляют
медвежата - веселые ребята.
(Дети
показывают персонажей самостоятельно, в соответствии с музыкальным сопровождением)
Резвились
и играли и маму потеряли
Заплакали
зверята, ну что мы за ребята,
Как
мы могли уйти и маму не найти.
(Настроение
показывают мимикой, жестами).
Заплакала
мама медвежонка
(Заплакала
мамочка бельчонка, зайчонка, ежонка)
Куда
теперь бежать,
Где
мишеньку (заиньку, белочку, ежика) искать?
Дети
показывают зверят. Мамы называют своих деток.
Спасибо
от всех мам, помогли вы малышам!
Зверяток
показали и мамы их узнали.
Поделиться в социальных сетях:
Методические рекомендации для воспитателей "Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками"