-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
СЛАЙД 1.Добрый день,
уважаемые коллеги! Я музыкальный руководитель МА ДОУ №16 Семенова М.В. Сегодня
я хочу представить вашему вниманию свою методическую разработку по теме
«ШУМОВОЙ ОРКЕСТР. МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ».
СЛАЙД 2. Инструментальное
музицирование является одной из основных форм работы с детьми на музыкальных
занятиях. В процессе наблюдения, я обратила внимание, что ни что так не
удивляет и не увлекает их, как игра на музыкальных инструментах. И все дети, без исключения, всегда хотят попробовать
исполнить свой «маленьких музыкальный шедевр». Поэтому, музыкальные инструменты
для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы. А тот, кто
играет на них – почти волшебник.
СЛАЙД 3. Одной из самых
известных техник в этом разделе музыкального развития является методика "'элементарного музицирования"
Карла Орфа, которую я использую на своих занятиях для обучению детей игре
на инструментах детского шумового оркестра. В названии орфовской антологии есть фраза
"Музыка – ДЛЯ ДЕТЕЙ". Это не случайно! Орф был против того, чтобы
ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки,
мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной - по
ритму, тембру, темпу и настроению. Воспитать открытый миру слух, восприимчивое
ухо и сформировать вкус у ребенка - было его главной задачей! Поэтому, следуя
этой теории, я решила не ограничивать
интерес детей теми музыкальными инструментами, которые есть у меня в наличии (погремушки,
колокольчики, бубны, ложки, свистульки, трещотки, диатонические колокольчики и
т. д.), а попробовать создать шумовой оркестр
с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов.
СЛАЙД 4. Чем же интересна и
необычна такая работа? Известно, что все
дети с раннего возраста «почемучки» и «любознайки». Их привлекает все новое. А долг любого
педагога не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно
удовлетворять их пытливость. Поэтому, знакомясь с необычными музыкальными
инструментами и способами извлечения на них звука, ребята не только могут развить свои музыкальные способности,
но и получают ответы на многие вопросы «как?», «зачем?», «почему?». А значит, пополнить свою интеллектуальную копилку новыми
знаниями об окружающем мире, о процессах и явлениях его составляющих. И одним из самых эффективных методов работы в
этом направлении является метод детского экспериментирования.
СЛАЙД 5. Детское
экспериментирования в ДОУ легко интегрируется в различные виды деятельности
детей, в том числе в раздел «музыкальное развитие». Экспериментальная
деятельность на музыкальных занятиях – является одним из методов
познавательного развития детей дошкольного возраста и способствует не только развитию
творческой инициативности, произвольности, креативности, но и отлично формирует
интеллектуальную компетентность детей дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ: создание
педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе
опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
-
развитие интеллектуальных, сенсорных, речевых и слуховых способностей
детей;
-
расширение представлений детей о музыке через знакомство с
элементарными знаниями из области физики;
-
развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных
источников;
-
развитие у детей комплекса музыкальности - чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, музыкальная память и слух.
СЛАЙД 6 и 7. Среди музыкальных
экспериментов самое главное место занимают эксперименты со звуком. Ведь именно
это знакомство является непосредственным вхождением ребенка в мир музыки и дают
представление о ее разнообразии. Книг и детских пособий по экспериментальной
деятельности с дошкольниками существует много. Я же использовала в своей работе
пособие «НЕИЗДАННОЕ РЯДОМ» (авторы О. Дыбина, Н. Рахманова, В. Щетинина).
СЛАЙД 8. Музыкальное
экспериментирование я начала с изучения темы «ЗВУК» и включила в занятия
следующие темы «Звуки вокруг нас», «Звук живет в любом предмете», «В звуках мир
наш отражен», «Как рождается звук», «Почему мы его слышим». Дети узнали, что бывают шумовые и музыкальные
звуки и научились их различать. И
конечно же в процессе данной деятельности, была создана творческая мастерская,
в которой ребята сами изготавливали музыкальные инструменты своими руками.
СЛАЙД 9. Мастерская по
изготовлению музыкальных инструментов – это интересная и приносящая
удовольствие детям работа. Ведь детская природа такова, что детям интересно узнать
из чего он сделан, и что там шуршит, гремит или звенит. Поэтому каждому из них хотелось не только
создать свой уникальный музыкальный инструмент, но и конечно же сыграть на нем.
СЛАЙД 10. ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ТИКО-ТИКО» З. АБРЕУ (видео)
СЛАЙД 11. В ходе таких
музыкальных экспериментов ребята не только
исполняли концертные номера, но озвучивали ими небольшие театральные сценки и
сказки-шумелки. А, чтобы сделать такую «озвучку» более реалистичной, ребята
были приглашены в музыкальную лабораторию «ЗВУК ВОЛШЕБНИК», где могли изучить звуки
металла, пластика, стекла и бумаги.
Сначала
ребята учились группировать звуки на
основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений и находить к ним звуковые ассоциации.
Далее
изучили
свойства магнетизма металлических предметов (опыт с магнитами) и способность пластика
принимать различные формы при нагревании до высоких температур (видео). Изучая
звуки металла и пластмассы (кастрюли, ложки, бигуди, поварешки, пластмассовые
стаканы) ребята выполняли различные игровые упражнения - озвучивали ритмические формулы и аккомпанемент к
стихотворениям. А также разучили шуточный КУХОННЫЙ ОРКЕСТР.
СЛАЙД 12. Особое внимание в
музыкальной лаборатории было отведено изучению звуков бумаги и ее свойств (горит, намокает, рвется, режется).
В процессе изучения, ребята заметили, что
шуршащее свойство бумаги очень хорошо предают звуки природы (шорох листьев,
дождь и даже ветер), поэтому пришла идея создания БУМАЖНОГО ОРКЕСТРА.
Исполнение
на бумаге конечно же требует от детей некоторой подготовки и сноровки. Сначала
ребятам необходимо объяснить, как правильно
нужно держать лист, как извлекать звук (изучение приемов игры «удар» и
«тремоло») и как регулировать его силу (понятие «крещендо» и «диминуэндо»). Изучая
шуршащие звуки, ребята нашли ответы на вопрос «как сделать звук громче» и
научились классифицировать звуки
(понятие «тихо» и «громко»).
СЛАЙД 13. БУМАЖНЫЙ
ОРКЕСТР «ШУТОЧКА» В. СЕЛИВАНОВ (видео)
СЛАЙД 14. ХРУСТАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР. Данный вид оркестра
очень красив и необычен, ведь стеклянные звуки обладают очень мелодичным
оттенком. Поэтому он стал наиболее любим детьми (тема «Стекло, его качества и
свойства»). Для опытов с стеклянными звуками я
использовала бокалы, кружки, хрусталь, фаянс. Ребята слушали звуки
стекла и выделяли их качества и свойства – прозрачность,
хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность.
То,
что из стекла можно извлекать звуки, не для кого не ново. Однако, стекло
может звучать не только при помощи удара или тремоло, но и при помощи трения.
Ведь способность бокалов петь известна уже много сотен лет и имеет очень красивое название - «голос
ангелов». Ребята узнали, что существует такой
музыкальный инструмент, как кристаллофон (стеклянная гармоника), который
создал Бенжамин Франклин еще в 1761 году. Проводя опыты с бокалами, ребята отметили, что высота звука меняется в
зависимости от количества воды (чем
больше воды, тем звук ниже).
Поскольку
стекло – это очень хрупкий материал и играть на них следует очень осторожно, то
оркестровая работа была разделена на
несколько этапов. Это – объяснение, как правильно держать бокал, чтобы звук
«летел» (держать за основание) и как извлекать звук при помощи палочки. Чтобы
дети во время репетиций не повредили стенки бокалов и научились регулировать
силу удара, я одевала на палочки либо резиночки, либо предлагала извлекать звук
палочками для суши (они достаточно легкие, поэтому не могут повредить стенки
бокалов во время удара).
СЛАЙД 15. ХРУСТАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР «ВАЛЬС-ШУТКА» Д. ШОСТАКОВИЧ
(видео)
СЛАЙД 16. Музыкальные
эксперименты являются показателем постоянного интереса дошкольников к
музыкальной деятельности, отлично развивают творческие способности ребёнка и
продуктивные формы мышления. Основываясь на собственные наблюдения, я
могу сказать, что дети стали активнее и внимательнее на занятиях, у них
увеличился словарный запас, расширился кругозор, появилось умение объяснять
полученные знания и самое главное - дети
стали с желанием слушать разную по
характеру музыку, слышать в ней особые музыкальные характеристики и
делиться своими музыкальными впечатлениями.
Поделиться в социальных сетях:
ШУМОВОЙ ОРКЕСТР. МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.