2021

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР. МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

СЛАЙД 1.Добрый день, уважаемые коллеги! Я музыкальный руководитель МА ДОУ №16 Семенова М.В. Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою методическую разработку по теме «ШУМОВОЙ ОРКЕСТР. МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ».

 

СЛАЙД 2. Инструментальное музицирование является одной из основных форм работы с детьми на музыкальных занятиях. В  процессе наблюдения,  я обратила внимание, что ни что так не удивляет и не увлекает их, как игра на музыкальных инструментах.  И все дети, без исключения, всегда хотят попробовать исполнить свой «маленьких музыкальный шедевр». Поэтому, музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы. А тот, кто играет на них – почти волшебник.

 

СЛАЙД 3. Одной из самых известных техник в этом разделе музыкального развития является  методика  "'элементарного музицирования"  Карла Орфа, которую я использую на своих занятиях для обучению детей игре на инструментах детского шумового оркестра.  В названии орфовской антологии есть фраза "Музыка – ДЛЯ ДЕТЕЙ". Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной - по ритму, тембру, темпу и настроению. Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка - было его главной задачей! Поэтому, следуя этой теории,  я решила не ограничивать интерес детей теми музыкальными инструментами, которые есть у меня в наличии (погремушки, колокольчики, бубны, ложки, свистульки, трещотки, диатонические колокольчики и т. д.),  а попробовать создать шумовой оркестр с  использованием   нетрадиционных музыкальных инструментов.

 

СЛАЙД 4. Чем же интересна и необычна такая  работа? Известно, что все дети с раннего возраста «почемучки» и «любознайки».  Их привлекает все новое. А долг любого педагога не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно удовлетворять их пытливость. Поэтому, знакомясь с необычными музыкальными инструментами и способами извлечения на них звука, ребята не только  могут развить свои музыкальные способности, но и получают ответы на многие вопросы «как?», «зачем?», «почему?». А значит,  пополнить свою интеллектуальную копилку новыми знаниями об окружающем мире, о процессах и явлениях его составляющих.  И одним из самых эффективных методов работы в этом направлении является метод детского  экспериментирования.

 

СЛАЙД 5. Детское экспериментирования в ДОУ легко интегрируется в различные виды деятельности детей, в том числе в раздел «музыкальное развитие». Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – является одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста и способствует не только развитию творческой инициативности, произвольности, креативности, но и отлично формирует интеллектуальную компетентность детей дошкольного возраста. 

 

ЦЕЛЬ: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

 

ЗАДАЧИ:

- развитие интеллектуальных, сенсорных, речевых и слуховых  способностей

  детей;

- расширение представлений детей о музыке через знакомство с 

  элементарными знаниями из области физики;

- развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных

  источников;

- развитие у детей комплекса музыкальности - чувство ритма, эмоциональная  отзывчивость, музыкальная память и  слух.

 

СЛАЙД 6 и 7. Среди музыкальных экспериментов самое главное место занимают эксперименты со звуком. Ведь именно это знакомство является непосредственным вхождением ребенка в мир музыки и дают представление о ее разнообразии. Книг и детских пособий по экспериментальной деятельности с дошкольниками существует много. Я же использовала в своей работе пособие «НЕИЗДАННОЕ РЯДОМ» (авторы О. Дыбина, Н. Рахманова, В. Щетинина).  

 

СЛАЙД 8. Музыкальное экспериментирование я начала с изучения темы «ЗВУК» и включила в занятия следующие темы «Звуки вокруг нас», «Звук живет в любом предмете», «В звуках мир наш отражен», «Как рождается звук», «Почему мы его слышим».  Дети узнали, что бывают шумовые и музыкальные звуки и научились их различать.  И конечно же в процессе  данной  деятельности, была создана творческая мастерская, в которой ребята сами изготавливали музыкальные инструменты своими руками.

 

СЛАЙД 9. Мастерская по изготовлению музыкальных инструментов – это интересная и приносящая удовольствие детям работа. Ведь детская природа такова, что детям интересно узнать из чего он сделан, и что там шуршит, гремит или звенит.  Поэтому каждому из них хотелось не только создать свой уникальный музыкальный инструмент, но и конечно же сыграть на нем.

 

СЛАЙД 10.  ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ТИКО-ТИКО» З. АБРЕУ (видео) https://youtu.be/wYloV7PSXKM

 

СЛАЙД 11. В ходе таких музыкальных экспериментов  ребята не только исполняли концертные номера, но озвучивали ими небольшие театральные сценки и сказки-шумелки. А, чтобы сделать такую «озвучку» более реалистичной, ребята были приглашены в музыкальную лабораторию «ЗВУК ВОЛШЕБНИК», где могли изучить звуки  металла, пластика, стекла и бумаги.  

 

Сначала ребята учились  группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений и  находить к ним звуковые ассоциации.

 

Далее   изучили свойства магнетизма металлических предметов (опыт с магнитами) и способность пластика принимать различные формы при нагревании до высоких температур (видео). Изучая звуки металла и пластмассы (кастрюли, ложки, бигуди, поварешки, пластмассовые стаканы) ребята выполняли различные игровые упражнения -  озвучивали  ритмические формулы и аккомпанемент к стихотворениям. А также разучили шуточный КУХОННЫЙ ОРКЕСТР.

 

СЛАЙД 12.  Особое внимание в музыкальной лаборатории было отведено изучению звуков бумаги и  ее свойств (горит, намокает, рвется, режется). В  процессе изучения, ребята заметили, что шуршащее свойство бумаги очень хорошо предают звуки природы (шорох листьев, дождь и даже ветер), поэтому пришла идея создания БУМАЖНОГО ОРКЕСТРА.

 

Исполнение на бумаге конечно же требует от детей некоторой подготовки и сноровки. Сначала ребятам необходимо объяснить,  как правильно нужно держать лист, как извлекать звук (изучение приемов игры «удар» и «тремоло») и как регулировать его силу (понятие «крещендо» и «диминуэндо»). Изучая шуршащие звуки, ребята нашли ответы на вопрос «как сделать звук громче» и научились классифицировать  звуки (понятие «тихо» и «громко»).

 

СЛАЙД 13.  БУМАЖНЫЙ ОРКЕСТР «ШУТОЧКА» В. СЕЛИВАНОВ (видео) https://youtu.be/XE1FrL1DU0w

 

СЛАЙД 14.  ХРУСТАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР. Данный вид оркестра очень красив и необычен, ведь стеклянные звуки обладают очень мелодичным оттенком. Поэтому он стал наиболее любим детьми (тема «Стекло, его качества и свойства»). Для опытов с стеклянными звуками я  использовала бокалы, кружки, хрусталь, фаянс. Ребята слушали звуки стекла и  выделяли  их качества и свойства – прозрачность, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность.

 

То, что из стекла можно извлекать звуки, не для кого не ново. Однако,    стекло может звучать не только при помощи удара или тремоло, но и при помощи трения. Ведь способность бокалов петь известна уже много сотен лет и  имеет очень красивое название - «голос ангелов».  Ребята узнали, что существует такой музыкальный инструмент, как кристаллофон (стеклянная гармоника), который создал  Бенжамин Франклин еще  в 1761 году. Проводя опыты с бокалами, ребята  отметили, что высота звука меняется в зависимости от количества  воды (чем больше воды, тем звук ниже).

 

Поскольку стекло – это очень хрупкий материал и играть на них следует очень осторожно, то оркестровая  работа была разделена на несколько этапов. Это – объяснение, как правильно держать бокал, чтобы звук «летел» (держать за основание) и как извлекать звук при помощи палочки. Чтобы дети во время репетиций не повредили стенки бокалов и научились регулировать силу удара, я одевала на палочки либо резиночки, либо предлагала извлекать звук палочками для суши (они достаточно легкие, поэтому не могут повредить стенки бокалов во время удара).

 

СЛАЙД 15. ХРУСТАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР «ВАЛЬС-ШУТКА» Д. ШОСТАКОВИЧ https://youtu.be/DWYyeJGOAVc

                                                                                                            (видео)

СЛАЙД 16. Музыкальные эксперименты являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности, отлично развивают творческие способности ребёнка и продуктивные формы мышления. Основываясь на собственные  наблюдения, я могу сказать, что дети стали активнее и внимательнее на занятиях, у них увеличился словарный запас, расширился кругозор, появилось умение объяснять полученные знания  и самое главное - дети стали с  желанием слушать разную по характеру музыку, слышать в ней особые музыкальные характеристики   и делиться своими музыкальными впечатлениями.