2022

Артикуляционная гимнастика

При разучивании песен на музыкальных занятиях специалисту часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Эго говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

 

Понятия дикция и артикуляция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата — органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо). Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить речевой аппарат. Этому способствуют вокально-артикуляционные упражнения.

 

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции.

   

Цель:     подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз

 

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

 

- развивать певческие способности детей;

- формировать артикуляцию различных звуков;

- закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах;

- совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и

  точности движений языка и губ;

- развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;

- развивать чувство ритма;

- учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз;

- совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-

  влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

 

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

 

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например: «Сегодня наши язычки - веселые котята, которые любят дрыгать, играть в прятки» и т. д. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и специалист во время проведения артикуляционной гимнастики должны располагаться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.


Артикуляционная гимнастика https://youtu.be/rVFubvCfGZk


Артикуляционная игра "ФРУКТОВЫЙ САД" https://youtu.be/LLa_nj9aluw


Упражнения для языка "ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ" https://youtu.be/QsTy8rzHl_s

Артикуляция 1 (1).pdf (Скачать) (Посмотреть)
Артикуляция 1 (2).pdf (Скачать) (Посмотреть)