-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
При
разучивании песен на музыкальных занятиях специалисту часто приходится
наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Эго
говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь
каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений
артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых
для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.
Понятия
дикция и артикуляция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции
предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей
речевого аппарата — органов произношения, производящих звуки, которые бывают
активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо). Для
того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить
речевой аппарат. Этому способствуют вокально-артикуляционные упражнения.
Вокально-артикуляционные
упражнения представляют
собой специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы
натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности,
а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции.
Цель:
подвижность
органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также
выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз
Задачи артикуляционной
гимнастики на музыкальных занятиях:
-
развивать певческие способности детей;
-
формировать артикуляцию различных звуков;
-
закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах;
-
совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и
точности движений языка и губ;
-
развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;
-
развивать чувство ритма;
-
учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз;
-
совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-
влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.
Артикуляционная
гимнастика бывает двух видов: пассивная
(взрослый выполняет движения за ребенка) и активная
(ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно
переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения
бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения
проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с
дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть
утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед
пением.
При
отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную
последовательность идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их
лучше эмоционально, в игровой форме. Например: «Сегодня наши язычки - веселые
котята, которые любят дрыгать, играть в прятки» и т. д. Артикуляционную
гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен
хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и специалист
во время проведения артикуляционной гимнастики должны располагаться перед
настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Артикуляционная гимнастика https://youtu.be/rVFubvCfGZk
Артикуляционная игра "ФРУКТОВЫЙ САД" https://youtu.be/LLa_nj9aluw
Упражнения для языка "ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ" https://youtu.be/QsTy8rzHl_s
Поделиться в социальных сетях:
Артикуляционная гимнастика