-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
Нравственно-патриотическое воспитание детей методом проектной деятельности в ДОУ
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которая включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Особенно актуально решение этой проблемы в дошкольном возрасте, так как в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностной ориентации, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя частью окружающего мира [1,с.26-29].
Нравственно-патриотическое воспитание, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из задач образовательного Стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование представлений об отечественных традициях и праздниках [2, с.4].
Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников и наиболее целесообразной для решения задач нравственно-патриотического воспитания, является проектный метод обучения. Уникальность метода заключается в том, что дает ребёнку возможность узнать много нового, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Так же данный метод позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей, педагогов и родителей, что в свою очередь повышает эффективность всего воспитательного процесса в целом.
На своих занятиях в детском саду, я стремлюсь формировать у своих воспитанников патриотическое сознание через знакомство с героическим наследием нашей страны средствами музыки. На основе методов опроса, наблюдения, беседы диагностика уровня развития детей старшей и подготовительной групп мною был выявлен не достаточный уровень развития по следующим компонентам нравственно-патриотического воспитания: не четкие представления о символике России и малой Родины, также достаточно скудны знания о достопримечательностях родного города. Особое место при опросе занимает раздел «Традиции и культурное наследие». Следует отметить, что знания детей по некоторым разделам либо отсутствуют, либо ответы получены с помощью наводящих вопросов. Дети не знают многие народные и государственные праздники, имена героев, знания о ВОВ у многих ребят практически отсутствуют.
Опираясь на итоги диагностики, я разработала и реализовала познавательно-творческий проект «Я живу в России!», посвященный патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Цель данного проекта - формирование духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки у детей 5-6-го года жизни. Проводя работу в данном направлении, я ставила перед собой следующие задачи: познакомить детей с историческим прошлым России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины, формировать толерантность, чувство уважения и дружбы к людям других национальностей, их традициям.
На подготовительном этапе проекта был подобран информационный, музыкальный и игровой материал (иллюстрации и фото, рассказы для бесед, атрибуты к играм, песни и фонограммы).
Практический этап предусматривает реализацию проекта по всем направлениям, в соответствии с годовым тематическим планом ДОУ. Беседы, рассказы, просмотр видеофильмов и презентаций (рассказ о творчестве Е.П. Родыгина, о подвигах Минина и Пожарского, видеофильм «Елка сто лет назад», презентации «День неизвестного солдата», «День героев Отечества», «900 дней и ночей», иллюстрированная беседа о творчестве музыке П. Чайковского, рассказ-беседа ВОВ) конечно же являются основными материалами, так как выступают в качестве зрительного анализатора, который в свою очередь помогает лучше запомнить и усвоить материалы проекта.
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях происходят через эмоционально-чувственное переживание произведений. Я включила в песенный репертуар песни о Родине, своем городе, об армии и войне (гимн России, Г. Струве «У моей России», Н. Мыскина «Мой маленький город», Э. Ханок «Наша армия», Е. Шмаков «Песня юнги», Е. Плотникова «О той весне»). Они значительно пополнили песенную копилку детей и одновременно рассказали о легендарном историческом прошлом России. Хоровое и ансамблевое исполнение таких песен, являются основой приобретения таких качеств как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к Родине, Отечеству.
Знакомство с фольклором и творчеством русских композиторов является одним из ключевых моментов работы. На основе слушания народных мелодий («Во поле береза стояла», «Посею лебеду», «Красный сарафан») проводились с детьми познавательные беседы о праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян. В этом же разделе происходило знакомство детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки). Разучивание и исполнение русских народных песен («Ах, вы сени», «Коробейники») шумового оркестра отлично развивает творческие способности детей и поддерживает интерес к культурным традициям.
В рамках проекта дети совершали экскурсии в музыкальный мини-музей, где знакомились с творчеством русских композиторов (П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков), ведь русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Слушание музыкальных миниатюр и беседы о характере музыки (песня белки, полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане», П.И. Чайковский «Детский альбом») отлично развивают музыкальный кругозор, а так же приучают детей любить музыку своего народа, гордиться своей принадлежностью к нашей родине России.
Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для решения этой задачи – праздники и развлечения (День народного единства и согласия 4 ноября, День неизвестного солдата 3 декабря , День Героев Отечества 9 декабря, День снятия блокады Ленинграда 27 января («Час памяти»), спортивное мероприятие «Смелый боец – всегда молодец!», посвященное празднику День защитника отечества, День Победы 9 Мая, День России 12 июня). Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины. Эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, они создают благоприятные условия для формирования у детей мотива (хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким). А подготовка и участие детей в фестивале патриотической песни «Путеводная звезда» и военно-спортивном смотре «Зарница» прекрасно развивает чувство коллективизма и командный дух.
Проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы дети смогли в театральной постановке русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа). Ведь именно философия персонажей сказок отлично знакомит детей с моральными принципами, которые в свою очередь формируют основы нравственности. В совместной деятельности мы выполняли декорации к спектаклям, вырезали и клеили персонажей, играли в теневой и пальчиковый театры. Оформили пригласительные билеты, выполнили коллективную работу по оформлению афиши, изготовили маски. Активную помощь в создании костюмов к музыкальному спектаклю оказали родители ребят.
В качестве поддержания интереса детей к культурному наследию России были разучены народные танцы (хоровод «На горе то калина», танец «Хлеб да соль», татарский народный танец «Тюбитейка»). Дети с удовольствием разучивали народные танцы. Сочетание пластики и музыки – чудесный рабочий материал, который прекрасно знакомит детей с многообразием народностей, населяющих нашу страну. А флеш-моб на песни О. Газманова «Россия, вперед!», «Служить России» и танец «Птицы белые» еще раз закрепил знания о историческом прошлом, о силе и могуществе нашей Родины.
С целью закрепления знаний по теме проекта с детьми были проведены интерактивные игры (ИКТ-игра «Наша армия сильна», «Угадай музыкальный инструмент», «Народный оркестр»). Именно данная технология позволяет находится в режиме диалога (вопрос-ответ), что в свою очередь развивает речь, мышление и тренирует память. А разучивание народных подвижных («Золотые ворота», перетягивание каната, «Ручеек», «Кружева»), сюжетно-ролевых («Водяной», «Солнце красное», «Серенький козлик») и музыкальных игр («Ворон», «Плетень», «Коза пришла») прекрасно тренирует физическую активность детей и придает процессу обучения радостный эмоциональный фон.
Особое место при реализации данного проекта было отведено работе с родителями (воспитателями). Была проведена онлайн-консультация и конкурс творческих работ родителей с детьми «Музыка рядом с нами» (музыкальные инструменты своими руками). Родители с удовольствием приняли участие в кулинарном конкурсе «Блины-блиночки» (праздник Масленицы) и песенном флеш-мобе «Песни Победы». Для воспитателей ДОУ была проведена онлайн-консультация на тему «Народные игры и забавы, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры».
Заключительный этап проекта объединил и обобщил все полученные знания. У детей сформировались четкие и ясные представления о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Свое отношение к Родине, семье, родному городу дети выразили в видеофильме «Россия глазами детей».
В процессе реализации проекта дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, проявляют желание узнавать историю родного края. У детей сформировались умения сравнивать и сопоставлять события и явления, воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. Результатом работы также явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Литература:
1.Филлипова Е.А. Проектная деятельность как средство реализации нравственно-
патриотического воспитания дошкольников в ДОО -Казань, Молодой ученый, 2019
[с.26-29].
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-
ния (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) [1, с.4].
3.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Э.М. Дорофеевой. «От рождения до школы» иннова-
ционная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, Москва 2019 г.
5. Зеленова Н.Г. , Л.Е.Осипова Мы живем в России . М.: Академия, 2007
6. Миханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Т
Сфера, 2009 г.
Поделиться в социальных сетях:
XXll Всероссийская научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы"