-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
"Цифровые аборигены" - дети, рожденные и выросшие в эпоху бурного развития информационно-коммуникативных технологий М. Пренски
Современный мир непрерывно меняется, а с ним
меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что
современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих
сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников
последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка,
принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные
модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Cовременное
образование станет продуктивным только тогда, если в его содержание будут
заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет
осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого
и педагоги должны быть современными — разрабатывать и использовать в своей
профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения,
опираясь на особенности современных детей. Создать такие условия, в которых
ребенок научится сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных
познавательных задач, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять
собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности.
Другими словами, удовлетворит свою потребность к самореализации, проявлению
своей деятельной натуры. Актуальность использования
информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется
стремительным развитием информационного общества, широким распространением
технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий
в качестве средства обучения и воспитания.
Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью
процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей
нового поколения, но и удобно для современного педагога. В соответствии с документом
"ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и
науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической
деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и
умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.
Цель: развивать музыкальные способности детей средствами
музыкально-дидактических игр с исп. ИКТ.
Задачи:
1).
углубить представления о средствах музыкальной выразительности;
2).
совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и
темпа, слуховое внимание, музыкальную память;
3).
тренировать музыкальную память, внимание;
4).
создавать творческое
пространство для игрового общения, воспитывать коммуникативные навыки.
И
действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает
большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы,
мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с
музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
К
сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые
помогли бы мне грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные
технологии, поэтому приходилось самостоятельно осваивать этот новый вид
деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические
пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением. Данные
игры я использую на занятиях в различных видах деятельности. И в соответствии с
разделом музыкального занятия, в котором я их использую, их можно разделить на
следующие группы:
- музыкальные игры-путешествия (ритмические движения под музыку);
- игры-знакомства с музыкальными инструментами (развитие тембрового
слуха);
- музыкальные игры «Наш оркестр» (ритмические игры-формулы);
- сказки-шумелки (озвучивание сказок муз. и шум. инструментами);
- муз.-дидакт. игры (понятия: громкость и высота звука, характер
музыки, музыкальные жанры).
Музыкальные игры-путешествия просты и доступны, поэтому чаще всего я использую их на
занятиях с детьми младшего возраста. Мультимедийные картинки в сочетании с
аудиофайлами становятся своеобразным
возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В качестве
героев игры я использую животных, птиц, насекомых. Детям предлагается по
характеру музыки отгадать, какому лесному персонажу она соответствует. При
правильном ответе появляется изображение. Дети погружаются в игровую ситуацию и
с интересом выполняют ритмические или танцевальные движения. Они просты в изложении, всегда требуют
участие взрослого. Большую помощь они оказывают в активизации малоактивных
детей.
Игры «Кого Колобок встретил в лесу»,
«Кто к нам в гости пришел» («Кто как
ходит»),
«По лесным дорожкам»,
«Потешки»,
«Музыкальный лес».
Игры-знакомства с музыкальными инструментами относятся к разделу
«Слушание музыки». Они учат детей
различать и правильно называть инструменты по тембру звучания. С помощью этой
игры дети не только узнают музыкальные
инструменты, и их звучание, но и могут посмотреть как на нем играет профессиональный музыкант.
Игры «Музыкальная шкатулка»,
«Угадай музыкальный инструмент».
Игры в разделе «Наш
оркестр» наиболее любимы детьми. Они требуют
специальной подготовки, которая включает знание ритмических формул и умение их
правильно «читать» (играть).
Игры
«Веселые бабочки»,
Оркестр «Ложкари»,
«Ромашковые ритмы»,
«Весенний оркестр»,
«В траве сидел кузнечик».
Сказки-шумелки - это повествование сказки с использованием музыкальных
и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является
весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой
моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок
реализует свои образные представления в шумах и звуках. А мультимедийные картинки помогают
создать некое подобие театрального действия, в котором ребенок может быть и
актером, и музыкантом.
Сказка-шумелка «Теремок», «Заяц в лесу».
Музыкально-дидактические
игры всегда содержат развитие действия, в котором
сочетаются музыкальный материал и соревнования с сенсорными заданиями.
Данные игровые действия заключается в
том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства
музыкальных звуков, а именно: их высоту,
силу, длительность, тембр. Прослушав музыкальные фрагменты научиться различать
и описывать характер прослушанных произведений.
Игры
«Характер музыки»,
«Громко-тихо»,
«Музыкальное дерево»,
«Солнышко и тучка»,
«Грустно-весело»,
«Вот так зайцы»,
«Мишкины игрушки».
Игры-викторины направлены на закрепление
полученных знаний по определенным темам (знакомство с творчеством
композиторов К. Сенс-Санса и П.
Чайковского). Такие игры могут содержать элементы интеграции, т.е
использование знаний из смежных областей (например, «Окружающий мир»).
«Карнавал животных» и
«Чайковский».
Для организации некоторых музыкально-дидактических
игр необходим специальный наглядный материал.
«Что
лишнее?» Детям
предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди
которых есть один лишний (например, три
духовых и один ударный). Они должны его определить и показать правильную
карточку.
«Звенят
колокольчики» Предлагается два
вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия,
а малыши должны составить её рисунок (обозначить
тихие и громкие моменты).
«Сложи
правильно мелодию» Дети слушают
простейшую мелодию, исполняют ее, прохлопывают
ладошками (на музыкальных инструментах).
Находят карточку с данным ритмом.
Музыкальные игры с исп. ИКТ просты и
доступны, интересны и привлекательны. Именно поэтому они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать
поэтому могут использоваться не только в качестве обучающего материала на муз.
занятиях, но и в качестве игровых пособий для разнообразного времяпровождеия
родителей с детьми.
Интерактивная музыкальная игра «В
гостях у сказки»
Интегрированная муз.-дидакт. игра «На
лесной полянке»
Музыкально-дидактическая игра «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»
(медведь, мышь, птица, белка, бабочка,
муравей, пчела, лягушка)
ЦЕЛЬ:
развивать средствами музыки познавательные, двигательные, интеллектуальные и
творческие способности детей.
ЗАДАЧИ:
-
учить четко согласовывать движения со словами под музыку;
-
закрепит знания о среде обитания животных;
-
закрепить навыки счета от 1 до 10;
-
тренировать умение внимательно слушать всех участников оркестра и
вовремя исполнять свою музыкальную партию;
-
воспитывать коммуникативные навыки в игре и доброжелательное отношение
друг к другу.
Данная
дидактическая игра предназначена для детей средней группы и включает в себя
знания по нескольким направлениям развития
(окружающий мир, математика и музыка). Все эти знания в данной игре сочетаются
между собой в качестве несложных заданий, выполняя которые, дети
закрепляют свои знания в данных областях.
В
начале игры детям предлагают самим выбрать то животное, которое им нравиться –
медведь, мышка, птичка, белочка, бабочка, муравей, пчелка и лягушка (маски одеваются на голову)
РИТМИКА
(под
музыку)
Рано
утром на опушке собираются зверушки.
Начинаем потягушки – тянем лапки, тянем
ушки. (поднимают
руки вверх-вниз)
Ножки тоже разомнет – по поляночке пойдем. (ходьба на месте)
На опушке чей-то дом – мишка спит там крепким
сном.
Вдруг проснулся и сказал: «Как же долго я
проспал?»
Будем с мишкой упражняться вправо-влево
наклоняться. (наклоны)
По болоту босиком ходит цапля с туеском.
Шаг шагнет и постоит: «Где лягушки?» -
говорит.
И на ножке на одной стоит она – и ты постой! (стоят на одной ноге)
Походили и устали. Подкрепиться не пора ли?
Будем ягоды искать и орехи собирать … (приседания)
Наберем большой мешок. Смотрите!
Белки прыг да скок … (прыгают)
Мы по лесу побродили – всех животных
навестили.
А теперь пора и нам разойтись всем по домам …
(ищут
каждый свой дом)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
По центру зала стоят стульчики, на которых лежат
картинки с изображением среды обитания животных, птиц и насекомых. Рядом лежат
музыкальные инструменты. Задача детей правильно найти «свою среду обитания».
МАТЕМАТИКА
Мышка любит делать запасы еды. Посчитай и
назови, сколько зерен она припасла у себя в норке. Хлопни в ладоши столько же
раз.
Птицу в гнезде ждут птенцы. Сколько их?
Посчитай, назови их количество и озвучь это число на треугольнике.
Мишка ложится спать зимой в берлогу. Чтобы
узнать, сколько месяцев он спить, назови
цифру на картинке и ударь столько же раз по барабану.
Белочка любит делать запасы еды. Сколько
грибов она припасла у себя в корзинке? Посчитай и стукни столько же раз в бубен.
Бабочка – лесная красавица. Она любит цветы.
Сколько их на лесной полянке, столько же раз сделай глиссандо на ксилофоне.
Муравьи – большие трудяги. Они могут
поднимать и нести ношу во много раз тяжелее, чем они сами. Поэтому с легкостью могут
построить большой муравейник. Ответь на вопрос! Сколько муравьев участвует в стройке? Стукни
погремушкой о ладонь столько же раз.
Лягушка живет в водоеме и питается комарами и
мошками. Посчитай и назови, сколько насекомых она съела на обед. Стукни в ложки
столько же раз.
Пчела собирает цветочный нектар в улья.
Правильно сосчитай и назови, сколько домиков стоит на поляне. Хлопни в ладоши
столько же раз.
МУЗЫКА
Мы сегодня научились правильно считать.
А еще, как музыканты, можем поиграть!
(ШУМОВОЙ ОРКЕСТР)
Использование ИКТ-игр в музыкальной деятельности позволяет сделать
занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. Яркие, крупные,
качественные картинки вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным
наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей
результативности.
Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском
саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с.
44-49.
Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные
технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.
Горвиц Ю.М. Компьютер и дети / Горвиц Ю.М.//
Помоги себе сам. - 1996. - №9. - с. 2.
Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/
Горвиц Ю.М.//Очаг. - 1995. - №3. - с. 80-81.
Плужникова Л. Использование компьютеров в
образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. -
№4. С.16.
Поделиться в социальных сетях:
Интерактивные музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей