2022

Интерактивные музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей

"Цифровые аборигены" - дети, рожденные и выросшие в эпоху бурного развития информационно-коммуникативных технологий М. Пренски


 

   Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

 

   Cовременное образование станет продуктивным только тогда, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагоги должны быть современными — разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создать такие условия, в которых ребенок научится сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности. Другими словами, удовлетворит свою потребность к самореализации, проявлению своей деятельной натуры. Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

 

   Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

 

Цель: развивать  музыкальные способности детей средствами музыкально-дидактических игр с исп. ИКТ.

 

Задачи:

1). углубить представления о средствах музыкальной выразительности;

2). совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа, слуховое внимание, музыкальную память;

3). тренировать музыкальную память, внимание;

4). создавать творческое пространство для игрового общения,   воспитывать коммуникативные навыки.

 

И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

 

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогли бы мне грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходилось самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением. Данные игры я использую на занятиях в различных видах деятельности. И в соответствии с разделом музыкального занятия, в котором я их использую, их можно разделить на следующие группы:

 

- музыкальные игры-путешествия (ритмические движения под музыку);

- игры-знакомства с музыкальными инструментами (развитие тембрового слуха);

- музыкальные игры «Наш оркестр» (ритмические игры-формулы);

- сказки-шумелки (озвучивание сказок муз. и шум. инструментами);

- муз.-дидакт. игры (понятия: громкость и высота звука, характер музыки, музыкальные жанры).

 

   Музыкальные игры-путешествия просты и доступны, поэтому чаще всего я использую их на занятиях с детьми младшего возраста. Мультимедийные картинки в сочетании с аудиофайлами  становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В качестве героев игры я использую животных, птиц, насекомых. Детям предлагается по характеру музыки отгадать, какому лесному персонажу она соответствует. При правильном ответе появляется изображение. Дети погружаются в игровую ситуацию и с интересом выполняют ритмические или танцевальные движения.  Они просты в изложении, всегда требуют участие взрослого. Большую помощь они оказывают в активизации малоактивных детей.

 

Игры  «Кого Колобок встретил в лесу»,

           «Кто к нам в гости пришел» («Кто как ходит»),

           «По лесным дорожкам»,

           «Потешки»,

           «Музыкальный лес».

 

Игры-знакомства с музыкальными инструментами относятся к разделу «Слушание музыки».  Они учат детей различать и правильно называть инструменты по тембру звучания. С помощью этой игры дети не только узнают  музыкальные инструменты, и их звучание, но и могут посмотреть  как на нем играет профессиональный музыкант.

 

Игры  «Музыкальная шкатулка»,

           «Угадай музыкальный инструмент».

           

 

Игры в разделе «Наш оркестр» наиболее любимы детьми. Они требуют специальной подготовки, которая включает знание ритмических формул и умение их правильно «читать» (играть).

 

Игры   «Веселые бабочки»,

            Оркестр «Ложкари»,

            «Ромашковые ритмы»,

             «Весенний оркестр»,

            «В траве сидел кузнечик».

 

Сказки-шумелки - это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах и  звуках. А мультимедийные картинки помогают создать некое подобие театрального действия, в котором ребенок может быть и актером, и музыкантом.

 

Сказка-шумелка «Теремок», «Заяц в лесу».

 

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются музыкальный материал и соревнования с сенсорными заданиями. Данные  игровые действия заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно:  их высоту, силу, длительность, тембр. Прослушав музыкальные фрагменты научиться различать и описывать характер прослушанных произведений.

 

Игры  «Характер музыки»,

           «Громко-тихо»,

           «Музыкальное дерево»,

           «Солнышко и тучка»,

           «Грустно-весело»,

           «Вот так зайцы»,

           «Мишкины игрушки».

          

Игры-викторины направлены на закрепление полученных знаний по определенным темам (знакомство с творчеством композиторов  К. Сенс-Санса и П. Чайковского).  Такие игры могут содержать элементы интеграции, т.е использование знаний из смежных областей (например, «Окружающий мир»).

          

    «Карнавал животных» и «Чайковский».

 

Для организации некоторых музыкально-дидактических игр необходим специальный наглядный материал.

 

«Что лишнее?» Детям предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный). Они должны его определить и показать правильную карточку.

 

«Звенят колокольчики»  Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).

 

«Сложи правильно  мелодию» Дети слушают простейшую мелодию, исполняют  ее, прохлопывают ладошками (на музыкальных инструментах). Находят карточку с данным ритмом.

 

   Музыкальные игры с исп. ИКТ просты и доступны, интересны и привлекательны. Именно поэтому они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать поэтому могут использоваться не только в качестве обучающего материала на муз. занятиях, но и в качестве игровых пособий для разнообразного времяпровождеия родителей с детьми.

 

Интерактивная музыкальная игра «В гостях у сказки»

Интегрированная муз.-дидакт. игра «На лесной полянке»

 

            Музыкально-дидактическая игра «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»

   (медведь, мышь, птица, белка, бабочка, муравей, пчела, лягушка)

 

ЦЕЛЬ: развивать средствами музыки познавательные, двигательные, интеллектуальные и творческие  способности детей.

ЗАДАЧИ:

- учить четко согласовывать движения со словами под музыку;

- закрепит знания о среде обитания животных;

- закрепить навыки счета от 1 до 10;

- тренировать умение внимательно слушать всех участников оркестра и

  вовремя исполнять свою музыкальную партию;

- воспитывать коммуникативные навыки в игре и доброжелательное отношение

  друг к другу.

 

Данная дидактическая игра предназначена для детей средней группы и включает в себя знания по нескольким направлениям развития  (окружающий мир, математика и музыка). Все эти  знания в данной игре  сочетаются  между собой в качестве несложных заданий, выполняя которые, дети закрепляют свои знания в данных областях.

 

В начале игры детям предлагают самим выбрать то животное, которое им нравиться – медведь, мышка, птичка, белочка, бабочка, муравей, пчелка и лягушка (маски  одеваются на голову)

 

РИТМИКА (под музыку)

 

Рано утром на опушке собираются зверушки.

Начинаем потягушки тянем лапки, тянем ушки. (поднимают руки вверх-вниз) Ножки тоже разомнет – по поляночке пойдем. (ходьба на месте)

 

На опушке чей-то дом – мишка спит там крепким сном.

Вдруг проснулся и сказал: «Как же долго я проспал?»

Будем с мишкой упражняться вправо-влево наклоняться. (наклоны)

 

По болоту босиком ходит цапля с туеском.

Шаг шагнет и постоит: «Где лягушки?» - говорит.

И на ножке на одной стоит она – и ты постой! (стоят на одной ноге)

 

Походили и устали.  Подкрепиться не пора ли?

Будем ягоды искать и орехи собирать … (приседания)

Наберем большой мешок. Смотрите!

Белки прыг да скок … (прыгают)

 

Мы по лесу побродили – всех животных навестили.

А теперь пора и нам разойтись всем по домам … (ищут каждый свой дом)

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

По центру зала стоят стульчики, на которых лежат картинки с изображением среды обитания животных, птиц и насекомых. Рядом лежат музыкальные инструменты. Задача детей правильно найти «свою среду обитания».

 

МАТЕМАТИКА

 

Мышка любит делать запасы еды. Посчитай и назови, сколько зерен она припасла у себя в норке. Хлопни в ладоши столько же раз.

 

Птицу в гнезде ждут птенцы. Сколько их? Посчитай, назови их количество и озвучь это число на треугольнике.

 

Мишка ложится спать зимой в берлогу. Чтобы узнать,  сколько месяцев он спить, назови цифру на картинке и ударь столько же раз по барабану.

 

Белочка любит делать запасы еды. Сколько грибов она припасла у себя в корзинке? Посчитай и стукни столько же раз в бубен.

 

Бабочка – лесная красавица. Она любит цветы. Сколько их на лесной полянке, столько же раз сделай глиссандо на ксилофоне.

 

Муравьи – большие трудяги. Они могут поднимать и нести ношу во много раз тяжелее, чем они сами. Поэтому с легкостью могут построить  большой муравейник.  Ответь на вопрос! Сколько  муравьев участвует в стройке? Стукни погремушкой о ладонь столько же раз.

 

Лягушка живет в водоеме и питается комарами и мошками. Посчитай и назови, сколько насекомых она съела на обед. Стукни в ложки столько же раз.

 

Пчела собирает цветочный нектар в улья. Правильно сосчитай и назови, сколько домиков стоит на поляне. Хлопни в ладоши столько же раз.

 

МУЗЫКА


Мы сегодня научились правильно считать.
А еще, как музыканты, можем  поиграть! (ШУМОВОЙ ОРКЕСТР)

                                                    

 

 

   Использование ИКТ-игр  в музыкальной деятельности позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. Яркие, крупные, качественные картинки вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

 

 

Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.

Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.

Горвиц Ю.М. Компьютер и дети / Горвиц Ю.М.// Помоги себе сам. - 1996. - №9. - с. 2.

Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М.//Очаг. - 1995. - №3. - с. 80-81.

Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.