-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
Введение
нового стандарта к дошкольному образованию изменило подход к организации музыкальной
деятельности дошкольников в детском саду. Задачей музыкального руководителя в
ДОУ является не только развитие музыкальных способностей, но и воспитания
активных, всесторонне развитых и
любознательных детей. Успешно решить такую задачу поможет поиск нестандартных
форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации
такого подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование ЛЕПБУКА.
«Лэпбук» (lapbook) значит
«наколенная книга» (lap – колени, book — книга). Это универсальное средство
обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том
числе и музыкальной.
Лэпбук
можно отнести к форме организации учебного материала, который
ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным
пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в
групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному
воспитанию. Я его использую в совместной деятельности по музицированию для выполнения заданий по освоению музыкальной
грамоты, в проектной деятельности как
организацию определённого этапа проекта и как форму организации «Центра
музыкального развития» на группе.
Цель: обеспечение
активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе
реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Задачи:
- познакомить детей с
инструментами народного и симфонического оркестров;
-
активизировать словарь детей по данной теме;
-
формировать устойчивые представления о музыкальных жанрах;
-
учить детей различать и описывать характер музыки;
-
складывать ритмические формулы и их озвучивать;
-
развивать музыкальный слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику;
-
воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
участвовать в совместной деятельности, развивать коммуникативность.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к
предметно-развивающей среде:
-
информативен;
-
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к
использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как
играющего партнера);
-
обладает дидактическими свойствами;
-
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его
к миру искусства;
-
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-
его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех обучающихся.
Кармашки
лэпбука наполняются содержанием в соответствии с решаемых на занятии задачами и
индвидуальными особенностями дошкольников. Дети, посещающие занятия по
музицированию, имеют разный уровень
музыкального развития, поэтому индивидуализация некоторых заданий позволяет
освоить материал в соответствии с
возможностями ребёнка. Данный
лепбук применяются мною в работе
с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждая
музыкально-дидактическая игра ставит перед детьми определенные задачи, в
процессе решения которых дети закрепляют свои знания.
Музыкально-дидактическая игра
«Характер музыки»
подразумевает работу в разделе «Слушание
музыки». Детям предлагается прослушать
два музыкальных отрывка и выбрать из парных карточек ту, которая
наиболее точно характеризует данный музыкальный фрагмент.
Музыкально-дидактическая игра
«Четвертый лишний» относится к разделу
игр, где нужно выбрать лишнюю картинку, объединив все оставшиеся по какому-то
общему признаку.
Игра «Музыкальные загадки» закрепляет знания детей об музыкальных инструментах.
Музыкальная игра «Ритмические цепочки» предлагает
показать свои знания в области ритма.
Детям предложены картинки различные по размеру (большие – длинный звук,
маленькие – короткий). Данная игра предполагает
два варианта прочтения. 1 вариант – дети самостоятельно выкладывают ритмические
формулы и прохлопывают их. 2 вариант – музыкальный руководитель читает короткое
четверостишье (например: «Анд-рей, во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей!»), а дети
должны прослушав его выложить данную потешку картинками (длинными и короткими
звуками).
Музыкально-дидактическая игра
«Поредели жанр» знакомит детей с понятием «трех китов» в
музыке (марш, танец, песня). Детям предлагается прослушать музыкальные
аудиофайлы и определить на слух их жанровую принадлежность. Объяснить свой
выбор.
Игра «Музыкальное лото» закрепляет знания детей об инструментах
симфонического и народного оркестра.
ЛЭПБУК – итоговый результат совместной работы с детьми по той
или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и
игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в
этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она
действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего
дидактического и игрового пособия.
Подводя итог выше сказанного можно выделить
следующее преимущество использования лепбука:
- у детей
значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате
использования новой формы организации учебного материала;
- дети проявляют
инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности;
- обогатился
музыкальный опыт ребенка;
- обеспечено
сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
Литература:
Гатовская
Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С.
162-164.
Веракса
Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. – М.: Мозайка –Синтез, 2010 – 112 с.
Поделиться в социальных сетях:
ЛЕПБУК «ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРОЛЕВСТВО»