2020

ЛЕПБУК «ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРОЛЕВСТВО»

Введение нового стандарта к дошкольному образованию  изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду. Задачей музыкального руководителя в ДОУ является не только развитие музыкальных способностей, но и воспитания активных, всесторонне развитых  и любознательных детей. Успешно решить такую задачу поможет поиск нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации такого подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование ЛЕПБУКА.

 

«Лэпбук» (lapbook)  значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). Это универсальное средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе  и  музыкальной.

 

Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию. Я  его использую  в совместной деятельности по музицированию  для выполнения заданий по освоению музыкальной  грамоты, в проектной деятельности как организацию определённого этапа проекта и как форму организации «Центра музыкального развития» на группе.

 

Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

 

Задачи:

- познакомить детей с  инструментами народного и симфонического оркестров;

- активизировать словарь детей по данной теме;

- формировать устойчивые представления о музыкальных жанрах;

- учить детей различать и описывать характер музыки;

- складывать ритмические формулы и их озвучивать;

- развивать музыкальный слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику;

- воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, развивать коммуникативность.

 

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.

 

Кармашки лэпбука наполняются содержанием в соответствии с решаемых на занятии задачами и индвидуальными особенностями дошкольников. Дети, посещающие занятия по музицированию,  имеют разный уровень музыкального развития, поэтому индивидуализация некоторых заданий позволяет освоить материал в соответствии с  возможностями ребёнка. Данный  лепбук применяются мною  в работе с детьми старшего дошкольного возраста.   

Каждая музыкально-дидактическая игра ставит перед детьми определенные задачи, в процессе решения которых дети закрепляют свои знания.

 

Музыкально-дидактическая игра «Характер музыки»  подразумевает работу в разделе «Слушание музыки». Детям предлагается прослушать  два музыкальных отрывка и выбрать из парных карточек ту, которая наиболее точно характеризует данный музыкальный фрагмент.

 

Музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний» относится к разделу игр, где нужно выбрать лишнюю картинку, объединив все оставшиеся по какому-то общему признаку.

 

Игра «Музыкальные загадки»  закрепляет знания детей об музыкальных  инструментах.

 

Музыкальная игра «Ритмические цепочки» предлагает показать свои знания в области ритма.  Детям предложены картинки различные по размеру (большие – длинный звук, маленькие – короткий).  Данная игра предполагает два варианта прочтения. 1 вариант – дети самостоятельно выкладывают ритмические формулы и прохлопывают их. 2 вариант – музыкальный руководитель читает короткое четверостишье (например: «Анд-рей, во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей!»), а дети должны прослушав его выложить данную потешку картинками (длинными и короткими звуками).

 

Музыкально-дидактическая игра «Поредели жанр» знакомит детей с понятием «трех китов» в музыке (марш, танец, песня). Детям предлагается прослушать музыкальные аудиофайлы и определить на слух их жанровую принадлежность. Объяснить свой выбор.

 

Игра «Музыкальное лото»  закрепляет знания детей об инструментах симфонического и народного оркестра.

ЛЭПБУК – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Подводя итог выше сказанного можно выделить следующее преимущество использования лепбука:

 

- у детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала;

- дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности;

- обогатился музыкальный опыт ребенка;

- обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.

 

Литература:

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка –Синтез, 2010 – 112 с.