-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
Проект
«Я живу в России!»
(старший возраст детей)
Россия…Как из песни слово – березок юная
листва.
Кругом листва, поля и реки, раздолье, русская
душа.
Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих
очей,
За ум, за подвиги святые, за голос звонкий,
как ручей.
(В. Степанов)
Тип
проекта: познавательно-творческий.
Участники
проекта: музыкальный руководитель, дети
подготовительной и старшей групп и их
родители.
Длительность
проекта: долгосрочный (2020-2021 учебный год)
Автор
проекта: Семенова Мария Владимировна (музыкальный руководитель)
Проблема: как воспитать настоящего патриота своей Родины с помощью
средств музыки?
Причины:
- существующие пробелы в нравственном воспитании
подрастающего поколения;
- наблюдающееся падение интереса и уважения к
прошлому России.
Актуальность.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных,
противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе
государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные
праздники, появились новые, неоднородна информация об армии и событиях,
происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с
национальными противоречиями; средства массовой информации усиленно
пропагандируют иностранный уклад жизни. Поэтому на современном этапе так
актуальна проблема нравственно
– патриотического воспитания детей.
В проекте «Национальная доктрина образования
в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана
обеспечить…. Воспитание патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Патриотическое воспитание в детском саду –
это процесс освоения наследования традиций отечественной культуры. Обращение к
отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок,
гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в
дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и
культуре других народов.
Патриотическое чувство начинается у ребенка
с отношения к самым близким людям матери, отцу, к родному дому. Постепенно
понятие «родной дом» расширяется. Это уже «родной город», «родная страна», и
планета Земля – наш общий родной дом.
Воспитывая будущее поколение, мы должны
помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель
нашего государства. И от того, как мы будем решать задачи
гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Мониторинг (приложение 1)
На основе методов опроса, наблюдения, беседы диагностика уровня развития
детей старшей группы «РАСТИШКИ» и подготовительной – «ВЕСНУШКИ» показало, что
на начало проекта у детей выявлен не достаточный уровень развития по следующим
компонентам: не
четкие представления о символике России и малой Родины, также достаточно скудны
знания о достопримечательностях родного города. Особое место при
опросе занимает раздел «Традиции и культурное наследие». Следует отметить, что
знания детей по некоторым разделам либо отсутствуют, либо ответы получены с
помощью наводящих вопросов. Дети не знают многие народные и государственные
праздники, имена героев, знания о ВОВ у многих ребят практически отсутствуют.
.
Цель: формирование
духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки у детей 5-6го
года жизни.
Задачи:
Обучающие:
-
ознакомить с историческим прошлым России;
-
развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (рассказать детям о людях, прославивших
Родину);
-
формировать толерантность, чувство уважения и дружбы к людям других
национальностей, их традициям;
-
воспитывать эстетически нравственные нормы поведения и моральные качества
ребенка;
-
расширять знания детей о государственной символике (герб,
флаг, гимн).
Развивающие:
- развивать
и поддерживать познавательный интерес к истории России, к русскому народному
творчеству, традициям и обычаям (музыка, игры, танцы);
-
способствовать развитию умений, навыков и творческих способностей детей средствами народности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за Россию, любовь и привязанность к семье, близким людям,
своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
- воспитывать эстетически
нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка;
- вовлекать родителей в активное участие и сотрудничество.
Применяемые
формы и методы работы:
-
просмотр презентаций и медиафайлов;
-
беседа-рассказ (интеграция - познавательная деятельность);
-
слушание музыки;
-
вокальное исполнительство;
-
логоритмические распевки, фонопедические
и дыхательные упражнения;
-
инструментальное музицирование (шумовой
оркестр);
-
танцы и музыкально-ритмические
упражнения;
-
пальчиковые гимнастики, самомассаж;
-
подвижные, речевые, музыкальные и ИКТ-игры (интеграция
– физическое
развитие);
-
творческие задания, выстаки-коллажи (интеграция со смежными областями-
рисование),
- театрализованная деятельность;
-
тематические утренники, развлечения,
музыкальные гостиные, квест-игра,
викторины (приложение
4)
Материально
- техническое обеспечение проекта:
•Проектор,
музыкальная колонка, аудиотека.
•
Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;
•
Раздаточный материал для игр (цветные
файлы, картинки и т. д.);
•
Материал для методической копилки (картотека
народных игр и атрибуты к ним – платки, маски и т. д.)
•Музыкальный
мини-музей (раздел народные инструменты)
Этапы реализации проекта (с 15.09.2020 по 12.06.2021 г.)
I этап – подготовительный
• Подбор музыкального и игрового репертуара.
• Подбор материала об истории песен,
композиторах, поэтах.
• Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме.
• Составление перспективного плана
работы по проведению проекта.
• Подбор и
разработка необходимых информационных
материалов (тематических занятий, бесед).
• Подбор литературы, фотографий,
иллюстраций, стихотворений, рассказов,
загадок.
II этап – продуктивный
• Восприятие музыки, исполнительство.
• Музыкальные занятия, знакомство с музыкально-художественным
репертуаром.
• Разучивание патриотических песен с
детьми, слушание народной музыки
и
музыки русских
композиторов (уточнение представлений
детей о
роли народной музыки в нашей жизни)
• Знакомство
с русскими народными инструментами (музыкальный музей)
• Проведение с детьми
мероприятий День народного единства и согласия 4
ноября , День матери, День неизвестного солдата 3 декабря , День
Героев
Отечества 9 декабря, День снятия блокады Ленинграда 27 января («ЧАС
ПАМЯТИ»), спортивное мероприятие (посвященное
23 февраля),
Масленица,
День
космонавтики 12 апреля, День Победы 9 Мая,
России 12 июня.
• Таатрализация русской народной сказки «Гуси-лебеди».
• Подготовка и участие частие детей в фестивале патриотической песни
«Путеводная
звезда» и военно-спортивном смотре строя
и песни
«Зарница».
• Проведение
дидактических игр, разучивание народных
подвижных,
сюжетно-ролевых и музыкальных игр.
• Чтение
художественной литературы детям (разучивание стихов,
загадывание загадок по теме).
• Просмотр
видеофильмов, мультфильмов и презентаций.
III этап – итоговый
• Пополнение знаний воспитанников о музыке, повышение интереса детей к
песням
патриотической направленности.
• Выяснение
причин успехов и неудач, совместное определение
перспективы.
• Презентация проекта (видеофильм
«РОССИЯ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»)
Работа с
родителями (воспитателями)
Педсовет воспитателей (тема «Народные игры и забавы, как средство
приобщения
детей к истокам русской народной
культуры»
Онлайн -консультация
и конкурс для родителей «МУЗЫКА
РЯДОМ С
НАМИ» (музыкальные
инструменты своими руками)
Помощь в создании масок и
костюмов к сказке «ВОЛК И СЕМЕРО
КОЗЛЯТ» (старшая группа)
Кулинарный конкурс
«БЛИНЫ-БЛИНОЧКИ» (праздник
«Масленица»)
Песенный флешмоб
«ПЕСНИ ПОБЕДЫ» (родители и дети)
Конкурс национальных костюмов (День
России – 12 июня)
Поделиться в социальных сетях:
Познавательно-творческий проект "Я живу в России!"