2021

Познавательно-творческий проект "Я живу в России!"

Проект «Я живу в России!»

                                        (старший возраст детей)

 

Россия…Как из песни слово – березок юная листва.

Кругом листва, поля и реки, раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.

                                                                                                 (В. Степанов)

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

 

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети подготовительной и старшей  групп и их родители.

 

Длительность проекта: долгосрочный (2020-2021 учебный год)

 

Автор проекта: Семенова Мария  Владимировна (музыкальный руководитель)

 

Проблема: как воспитать настоящего патриота своей Родины с помощью средств музыки?

 

Причины:

- существующие пробелы в нравственном воспитании подрастающего поколения;

- наблюдающееся падение интереса и уважения к прошлому России.

 

Актуальность.

   В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые, неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальными противоречиями; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.

   В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…. Воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

   Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения наследования традиций отечественной культуры. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

   Патриотическое чувство начинается у ребенка с отношения к самым близким людям матери, отцу, к родному дому. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже «родной город», «родная страна», и планета Земля – наш общий родной дом.

   Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства. И от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

 

Мониторинг (приложение 1)

На основе методов опроса, наблюдения, беседы диагностика уровня развития детей старшей группы «РАСТИШКИ» и подготовительной – «ВЕСНУШКИ» показало, что на начало проекта у детей выявлен не достаточный уровень развития по следующим компонентам: не четкие представления о символике России и малой Родины, также достаточно скудны знания о достопримечательностях родного города. Особое место при опросе занимает раздел «Традиции и культурное наследие». Следует отметить, что знания детей по некоторым разделам либо отсутствуют, либо ответы получены с помощью наводящих вопросов. Дети не знают многие народные и государственные праздники, имена героев, знания о ВОВ у многих ребят практически отсутствуют.

.

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки у детей 5-6го года жизни.

 

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить с историческим прошлым России;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (рассказать детям о людях, прославивших Родину);

- формировать толерантность, чувство уважения и дружбы к людям других национальностей, их традициям;

- воспитывать эстетически нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка;

- расширять знания детей   о государственной символике  (герб, флаг, гимн).

Развивающие:

- развивать и поддерживать познавательный интерес к истории России, к русскому народному творчеству, традициям и обычаям (музыка,  игры, танцы);

- способствовать развитию умений, навыков и творческих способностей детей  средствами народности.

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за Россию,  любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;  

- воспитывать эстетически нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка;

- вовлекать родителей в активное участие и сотрудничество.     

 

Применяемые формы и методы работы:

- просмотр презентаций и  медиафайлов;

- беседа-рассказ (интеграция - познавательная  деятельность); 

- слушание музыки;

- вокальное исполнительство;

- логоритмические  распевки, фонопедические и   дыхательные  упражнения;

- инструментальное музицирование (шумовой оркестр);

- танцы и  музыкально-ритмические упражнения;

- пальчиковые гимнастики, самомассаж;

- подвижные, речевые, музыкальные и ИКТ-игры (интеграция – физическое

  развитие);

- творческие задания, выстаки-коллажи  (интеграция со смежными областями-

  рисование),

- театрализованная деятельность;

- тематические  утренники, развлечения, музыкальные гостиные, квест-игра,

  викторины (приложение 4)

 

Материально - техническое обеспечение проекта:

•Проектор, музыкальная колонка, аудиотека.

• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;

• Раздаточный материал для игр (цветные файлы, картинки и т. д.);

• Материал для методической копилки (картотека народных игр и атрибуты к ним – платки, маски и т. д.)

•Музыкальный мини-музей (раздел народные инструменты)

 

Этапы реализации проекта  (с 15.09.2020  по 12.06.2021 г.)

I этап – подготовительный

• Подбор музыкального  и игрового  репертуара.

• Подбор материала об истории песен, композиторах, поэтах.

• Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме.

• Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

• Подбор и разработка необходимых информационных

  материалов (тематических занятий,  бесед).

• Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов,

   загадок.

II этап – продуктивный

• Восприятие музыки, исполнительство.

• Музыкальные занятия, знакомство с музыкально-художественным

  репертуаром.

• Разучивание патриотических песен с детьми,  слушание народной музыки

  и музыки русских композиторов (уточнение представлений детей о

  роли  народной  музыки в нашей  жизни)

     • Знакомство с русскими народными инструментами  (музыкальный музей)

     • Проведение с детьми мероприятий День народного единства и согласия 4

  ноября , День матери,  День неизвестного солдата 3 декабря , День Героев   

  Отечества 9 декабря,  День снятия блокады Ленинграда 27 января («ЧАС

  ПАМЯТИ»), спортивное мероприятие (посвященное  23 февраля),

  Масленица,  День  космонавтики 12 апреля, День  Победы 9 Мая,

  России 12 июня.

     • Таатрализация русской народной сказки «Гуси-лебеди».

      • Подготовка и участие частие детей в фестивале патриотической песни

  «Путеводная звезда» и военно-спортивном  смотре строя и песни

  «Зарница».

• Проведение дидактических игр, разучивание  народных  подвижных,

  сюжетно-ролевых    и  музыкальных игр.

• Чтение художественной литературы детям (разучивание стихов,

   загадывание загадок по теме).

• Просмотр видеофильмов, мультфильмов и презентаций.

III этап – итоговый

• Пополнение знаний воспитанников о музыке, повышение интереса детей к

  песням патриотической направленности.

• Выяснение причин успехов и неудач, совместное определение 

  перспективы.

• Презентация  проекта (видеофильм  «РОССИЯ ГЛАЗАМИ    ДЕТЕЙ»)

 

Работа с родителями (воспитателями)

 

Педсовет воспитателей  (тема «Народные игры и забавы, как средство

приобщения  детей  к истокам русской народной культуры»

 

Онлайн -консультация  и конкурс для родителей  «МУЗЫКА РЯДОМ С

НАМИ» (музыкальные инструменты своими руками)

 

Помощь в создании масок и костюмов к сказке «ВОЛК И СЕМЕРО

КОЗЛЯТ» (старшая группа)

 

Кулинарный  конкурс  «БЛИНЫ-БЛИНОЧКИ»  (праздник  «Масленица»)

 

Песенный флешмоб «ПЕСНИ ПОБЕДЫ» (родители и дети)

 

Конкурс национальных костюмов  (День России – 12 июня)