-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
Городская неделя дошкольного образования "Музыкальная мозайка"
В
дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из
важных изменений – это внедрение ФГОС. Новый стандарт
диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, а следовательно новые
технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями. Сегодня
я хочу вас познакомить с таким видом
организации работы, как организация музыкального МИНИ-МУЗЕЯ
в дошкольном образовательном
учреждении. Данная технология приобретает особую популярность в системе
дошкольного образования и воспитания в последние десятилетия – создаются
музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации
(это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.)
Актуальность. Идея создания музыкального музея обусловлена она особенностью организации современной жизни
нашего общества. В последнее время все, и взрослые, и дети, проводят больше
времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию
людей в себе. А следовательно к
сужению детского кругозора и отсутствию элементарных представлений об
окружающем мире и жизни в целом. Мир музыкальных инструментов в свою очередь стал
разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились
старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но современная
облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на
компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. А большие
концертные залы не всегда доступны нам, ведь мы живем в небольшом городе,
удаленном от областного центра. И в
связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя,
недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во
всем своем многообразии.
Чтобы
сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание
слушать и наслаждаться музыкой, возникла
идея создания МИНИ-МУЗЕЯ, который позволит ввести ребенка в огромный мир
музыки!
Цели:
1) познакомить
дошкольников с музыкальными инструментами и музы-альными игрушками в мини -
музее;
2) создавать
условия для формирования у дошкольников чувства эмо-ционального удовлетворения
от инструментального музицирования и потребности в нем.
Задачи:
- развивать
интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение дошкольников
посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками
(их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения);
- воспитывать
любовь и интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным
инструментам;
- стимулировать
самостоятельную познавательную деятельность дошкольников через посещение со
взрослыми мини-музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.
Мини-музей «Музыкальный перекресток» организован в «центре музыкального
творчества» – в музыкальном зале. Название
для музея выбрано не случайно. В традиционном понимании «перекресток» - это
место пресечения улиц и дорог, но в нашем музыкальном случае – рассказов о самых различных инструментах, музыкальных
игр и развлечений. СЛАЙД 10. Специальные
указатели на «перекрестке» информируют посетителей на какой «музыкальной улице» находится каждый раздел фонда.
Фонд мини-музея можно представить
таким образом:
- подлинные
музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и шумовые
инструменты, сделанные своими руками (улица «Малиновый
звон», «Радуга
звуков» и «Оркестр Винни Пуха);
- музыкально-дидактические , речевые и
пальчиковые игры, загадки и
кроссворды (улица «Нотки-почемучки») ;
- улица «Библиомуз»
- художественная литература о музыке и музыкальных
инструментах;
- иллюстрации,
фотографии и раскраски с изображением музыкальных инструментов, рисунки детей
(улица «Музыкальная акварелька»)
- улица
музыкальных экспериментов («Нотки-почемучки»)
Формы и направления деятельности. Занятия в мини-музее в основном проводим в форме экскурсий. Дети посещают музей один раз в месяц в каждой возрастной
группе. Занятия проводятся по подгруппам численностью 10 человек, чтобы у детей
была возможность внимательно рассмотреть все экспонаты и поучаствовать в работе
экскурсии. После каждой экскурсии у детей есть
возможность задать свои вопросы,
самостоятельно рассмотреть экспонаты. Занятия, проводимые в мини–музее, могут быть также интегрированными
и комплексными, и тогда на основе синтеза искусств дошкольники в разнообразных
видах деятельности получают и закрепляют знания о музыкальных инструментах.
-экскурсии-беседы с детьми:
рассказ
об истории возникновения музыкальных
инструментов,
виды
музыкальных инструментов («Русские народные инструменты», «Инструменты
симфонического оркестра»),
способы
игры и звукоизвлечения.
-концерты, досуги и музыкальные гостиные:
слушание
аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песенок и пьесок детского
оркестра музыкальных инструментов, в том числе с помощью сборника «Цветочная
симфония» Порфирьевой Л.Н.
- сюжетно-ролевые игры:
«Идем
на концерт», «Магазин музыкальных инструментов»,
беседа
о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе).
-исследовательская деятельность и экспериментирование:
просмотр
видео из серии «Опыты со звуком»,
беседа-рассказ
«Какие бывают звуки», «Чем они
отличаются друг от друга», «Как возникают звуки»,
эксперименты
с бутылкой воды, линейкой и резинкой на стакане,
слуховое
исследование стеклянных, металлических и деревянных звуков.
-музыкальная мастерская:
беседа
с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты;
изготовление
инструментов своими руками.
-музыкально-дидактические игры и викторины:
«Угадай, на
чем играю», «Оркестр», «Гномики и
феи», «Музыкальный теремок», «Подбери инструмент», «Музыкальный кубик», «Кубик-оркестр»
«Раз, два,
три… ко мне беги!"», «Угадай мелодию», «Умники и умницы», творческо-речевые игры
-чтение художественной литературы про музыкальные
инструменты:
сказки
«Дудочка и кувшинчик», «Гусли-самогуды»,
братья Гримм «Бременские музыканты», легенда «Садко», В. Одоевский
«Город в табакерке».
- создание
творческих работ детьми (рисование, аппликация, лепка):
аппликация на
тему «Веселый оркестр»
раскрашивание картинок ДМИ,
рассматривание
картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.
Ожидаемый
результат
§ У ребенка появляется шанс стать интеллигентным
человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных
проявлений - музею.
§ Дети, полюбив и освоив музейное
пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми
посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный
интерес к «настоящему» музею.
§ У детей формируется ценностное
отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается
эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема
«еще на одну ступеньку».
Поделиться в социальных сетях:
Технология музыкального мини-музея в ДОУ