2021

Технология музыкального мини-музея в ДОУ

Городская неделя дошкольного образования "Музыкальная мозайка"

В дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений – это внедрение ФГОС. Новый стандарт диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, а следовательно новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями. Сегодня я хочу вас познакомить  с таким видом организации работы, как организация музыкального МИНИ-МУЗЕЯ  в дошкольном образовательном учреждении.  Данная  технология   приобретает особую популярность в системе дошкольного образования и воспитания в последние десятилетия – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.)

 

Актуальность. Идея  создания музыкального музея обусловлена она  особенностью организации современной жизни нашего общества. В последнее время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе.  А следовательно к сужению  детского кругозора   и отсутствию элементарных представлений об окружающем  мире и жизни в целом.  Мир музыкальных инструментов в свою очередь стал разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания  настоящих музыкальных инструментов. А большие концертные залы не всегда доступны нам, ведь мы живем в небольшом городе, удаленном от областного центра.  И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии.

 

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и  их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой,  возникла идея создания  МИНИ-МУЗЕЯ, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыки!

 

Цели:

1) познакомить дошкольников с музыкальными инструментами и музы-альными игрушками в мини - музее;

2) создавать условия для формирования у дошкольников чувства эмо-ционального удовлетворения от инструментального музицирования и потребности в нем.

 

Задачи:

- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками (их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения);

- воспитывать любовь и интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам;

- стимулировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников через посещение со взрослыми мини-музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.

 

Мини-музей «Музыкальный перекресток» организован в «центре музыкального творчества» – в  музыкальном зале. Название для музея выбрано не случайно. В традиционном понимании «перекресток» - это место пресечения улиц и дорог, но в нашем музыкальном случае – рассказов  о самых различных инструментах, музыкальных игр и развлечений. СЛАЙД 10. Специальные указатели на «перекрестке» информируют посетителей  на какой «музыкальной улице»  находится каждый раздел фонда.

 

Фонд мини-музея можно представить таким образом:

- подлинные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и шумовые

  инструменты,  сделанные своими руками (улица «Малиновый звон», «Радуга

  звуков» и    «Оркестр Винни Пуха);

-  музыкально-дидактические , речевые и пальчиковые  игры, загадки и

   кроссворды (улица   «Нотки-почемучки») ;

- улица «Библиомуз» - художественная литература о музыке и музыкальных

  инструментах;

- иллюстрации, фотографии и раскраски с изображением музыкальных инструментов, рисунки детей (улица «Музыкальная акварелька»)

- улица музыкальных экспериментов («Нотки-почемучки»)

 

 Формы и направления  деятельности.  Занятия в мини-музее в основном проводим в форме экскурсий. Дети посещают музей один раз в месяц в каждой возрастной группе. Занятия проводятся по подгруппам численностью 10 человек, чтобы у детей была возможность внимательно рассмотреть все экспонаты и поучаствовать в работе экскурсии.   После каждой экскурсии у детей есть возможность  задать свои вопросы, самостоятельно рассмотреть экспонаты. Занятия, проводимые в мини–музее, могут быть также интегрированными и комплексными, и тогда на основе синтеза искусств дошкольники в разнообразных видах деятельности получают и закрепляют знания о музыкальных инструментах.

 

-экскурсии-беседы с детьми:

рассказ об истории  возникновения музыкальных инструментов,

виды музыкальных инструментов («Русские народные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра»),

способы игры и звукоизвлечения.

 

-концерты, досуги  и музыкальные гостиные:

слушание аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений,

разучивание  и исполнение песенок и пьесок детского оркестра музыкальных инструментов, в том числе с помощью сборника «Цветочная симфония» Порфирьевой Л.Н.

 

- сюжетно-ролевые игры:

«Идем на концерт», «Магазин музыкальных инструментов»,

беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе).

 

-исследовательская  деятельность и экспериментирование:

просмотр видео из серии «Опыты со звуком»,

беседа-рассказ  «Какие бывают звуки», «Чем они отличаются друг от друга», «Как возникают звуки»,

эксперименты с бутылкой воды, линейкой и резинкой на стакане,

слуховое исследование стеклянных, металлических и деревянных звуков.

 

-музыкальная мастерская:

беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты;

изготовление инструментов своими руками.

 

-музыкально-дидактические игры и викторины:

«Угадай, на чем играю», «Оркестр»,  «Гномики и феи»,  «Музыкальный теремок»,  «Подбери инструмент»,  «Музыкальный кубик», «Кубик-оркестр»

«Раз, два, три… ко мне беги!"», «Угадай мелодию», «Умники и умницы», творческо-речевые  игры

 

-чтение художественной литературы про музыкальные инструменты:

сказки «Дудочка и кувшинчик», «Гусли-самогуды»,  братья Гримм «Бременские музыканты», легенда «Садко», В. Одоевский «Город в табакерке».

 

- создание творческих работ детьми (рисование, аппликация, лепка):

аппликация на тему «Веселый оркестр»

раскрашивание  картинок ДМИ,

рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

  

                                  Ожидаемый результат   

 

§  У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

§  Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

§  У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».