2020

Мастер-класс "Интерактивные игры, как средство ознакомления детей с народным творчеством России"

Предметная неделя дошкольного образования "Методический калейдоскоп"

   Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Семенова Мария Владимировна –музыкальный руководитель МАДОУ №16. Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Интерактивные игры, как средство ознакомления детей с народным творчеством России».

      Тема обращения к народным истокам и фольклорному искусству была выбрана мной не случайно. И обусловлена особенностями положения в современном обществе (СЛАЙД 2)

      В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. В связи с этим,  обращение детей к народным истокам, фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов. Ведь именно в  народном творчестве заложены такие понятия как «историческая память поколений», «неразрывная связь времен», народное видение мира и  взгляд на место человека в этом мире.

    К сожалению, очень часто современные дети демонстрируют отсутствие интереса к национальным культурным ценностям, незнание традиций и праздников своего народа. Это проявляется во многих сферах - героев русских народных сказок заменили человек-паук, черепашки-ниндзя, бэтмен и т.п, Дети с удовольствием расскажут о празднике хеллуин, но не знают откуда появился праздник Масленница и как его праздновать, каждый знает что такое гамбургер, но не многие знакомы с кулебякой и расстегаем...А ведь в традициях и обычаях нашего народа много умного, интересного и познавательного. Формирование у детей правильного отношения к культурному наследию своего народа - важнейшее звено воспитательной работы, которое содействует развитию у ребенка чувства любви,  принадлежности своему народу, патриотизма, гордости за свою страну.

      Музыкальный фольклор - уникальное явление, в нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Именно в соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Самый универсальный и доступный способ совместить в себе музыкальный и словесный материал – это музыкальные игры. Они в весёлой игровой форме знакомят детей  с народным творчеством. А задача любого педагога организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с увлечением и интересом приобретал новые знания. Помочь в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

    Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, представляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований. Необходимость и актуальность их использования приобрела особую актуальность с внедрением ФГОС ДО (СЛАЙД 3).

   Особую актуальность проблема развития ИКТ приобрела с введением ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Поскольку современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике.

    Знакомя детей с народным творчеством России, в своей работе с детьми я широко использую  интерактивные игры, которые открывают перед детьми массу возможностей проявить себя в творческой деятельности.  Внедрение ИКТ в музыкально-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, (которые делают работу педагога более эффективной – СЛАЙД 4)  на которых следует остановиться:

 

- расширение использования электронных средств обучения; так как они передают    информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств, увеличение восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала,

обеспечивают наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала;

 

- учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, даёт возможность использования графической, текстовой, аудиовизуальной информации, с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни (звуки животных, природы);

 

- позволяет экономить время за счет высокой скорости обновления дидактического материала;

 

- способствует компактному хранению больших объёмов информации в текстовой и образной форме.

 

    Народные  игры являются традиционным средством педагогики. Они  просты и доступны по содержанию и не требуют сложной  подготовки, поэтому успешно  могут использоваться  воспитателями на занятиях и во время организованной деятельностиc с детьми. Такие игры отлично развивают внимание, мышление, инициативу, самостоятельность  и открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Слияние, в свою очередь,  фольклора и интерактивных  технологий – открывает массу возможностей для знакомства  детей с народным творчеством. Ведь народная музыка так понятна и близка нашим детям. Пройдя через ряд поколений произведения русского народного музыкального искусства освобождаются от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы заложенные в этих произведениях становятся предельно ясными, выразительными. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную музыку исключительно ценным художественным материалом в работе с детьми. А использование ИКТ технологий помогает сделать это знакомство необычным и запоминающимся. Учитывая возраст детей и зная их уровень развития, мной были разработаны авторские развивающие игры. Я разделила их на несколько групп:  (СЛАЙД 5)

 

Игровые упражнения (потешки, пальчиковые игры) 

Ритмические игры; 

Музыкально-дидактические игры;

Музыкальные игры-шумелки  (с инструментами)

 

Целью   данных игр является формирование интереса и приобщение детей к национальной культуре своего народа.  Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Поэтому именно знакомство с русской культурой  успешно решает ряд (обучающих, развивающих и воспитательных задач) задач: (СЛАЙД 6)

Обучающие:

- средствами ИКТ технологий знакомит  детей с русским народным творчеством;

- приобщает  воспитанников к музыкально-игровому наследию предков;

- расширяет и обогащает  знания детей в области различных жанров фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, загадки, колыбельные, игровые песенки и др.).

Развивающие:

- быстрота  реакции, внимание, творческое воображение, умение работать в коллективе.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к русской народной культуре, музыкально-игровому фольклору, любовь и уважение, бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов;

-формировать на основе этого национальное самосознание, высокие духовные и нравственные качества.

     Стоит отметить, что в играх с использованием ИКТ огромную роль играет наглядность:

– иллюстрации;

– видеоматериалы;

– рисунки;

– фотографии;

– плакаты;

– открытки.                                                                                                           

   В качестве литературного содержания я использую русский фольклор: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, потешки, байки, прибаутки.

    При использовании интерактивных форм роль педагога резко меняется. Он перестает быть центральной фигурой, лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит атрибуты (если такие нужны) и формулирует вопросы, дает детям сигнал к выполнению действий, контролирует время и порядок выполнения игры. Дети же  вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи. Работа педагога нацелена на развитие самостоятельности детей, поэтому дает простор для творчества и фантазии ребят.    

   Создавать интерактивные игры можно в разных программах. Я чаще использую программу создания презентаций PowerPoint, где с помощью макросов и триггеров заставляю объекты слайдов двигаться.  Хочу заметить, что иногда я слышу разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.

  Далее, я хочу перейти к практической части и показать Вам, как можно легко и быстро создать такую интерактивную игру. Но прежде чем приступить к ее созданию, нужно подготовить соответствующий материал (СЛАЙД 7)

 

                         Практическая часть (создание мультимедийной страницы)

 

    А сейчас, я хочу предложить вашему вниманию фольклорную игру «Потешки». Эта игра может применяться как часть занятия, разминка.  В нее можно играть как в промежуток между видами деятельности, так и  в свободное время перед приемом пищи.

Цель: закрепить представления детей и взрослых о фольклоре; приучать к самостоятельному выполнению правил; развивать творческие способности; развивать речь детей.

                                                                        Ход игры:

Отгадайте-ка, ребятки, про кого моя загадка?

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка  и зовут его…  (Петрушка)

Петрушка (кукла Бибао)  - « Здравствуйте, ребята! А хотите, ребята, я вам интересные потешки расскажу?»

Дети: - « Да!»

Петрушка: «Тогда слушайте!»

 

                                       ИГРА «ПОТЕШКИ» (младший возраст детей)

 

    Особое место в моей картотеке фольклорных игр занимают игры-сказки с озвучиванием их музыкальными и шумовыми инструментами. Эти игры наиболее любимы детьми, ведь все дети любят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.

   Русские народные сказки с шумовым оформлением является весёлым и эффективным средством знакомства детей с народным эпосом. Кроме того, они отлично тренируют  слуховое восприятие, развивают мелкую моторику,  внимание и память. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

   Перед началом разучивания сказки-игры рекомендуется показать детям эту сказку в виде кукольного спектакля. Заранее подготовьте инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания сказки. Если в детском учреждении нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы. Заранее проверьте звучание инструментов, найдите необходимый звуковой эффект (приём игры). Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей. В начале работы над озвучиванием сказок инструменты у них должны быть одинаковые. Проверить их звучание дети должны до начала сказки. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите сказку. Поэтому учите детей брать инструменты в руки только для игры, а затем — откладывать («инструменту нужно отдохнуть»). Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в тоже время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, поддержать его творческие проявления.

 

      Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения воплощать народные художественные образы с помощью музыкальных (шумовых) инструментов.

                                    

              РУССКАЯ НАРОДНАЯ  СКАЗКА «ТЕРЕМОК» (средний возраст детей)

 

   Использование таких мультимедийных игр способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры.  На основе этих понятий развивается понимание истинно прекрасного, формируется потребность  приобщения к ценностям народного искусства, к истории, к традициям и обычаям своего народа. А использование компьютерных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, помогает увеличить эффективность работы, сделать ее красочной, интересной и эмоционально окрашенной.

 

   Мой мастер – класс подошел к концу.  И я предлагаю  завершить его веселой игрой 

«Доскажи словечко».

 

Мы сегодня не устали, потому что ………….. (поиграли).

 

Много нас собралось вместе, было очень ………………… (интересно).

 

Игр нам разных показали, новых много мы………….. (узнали).

   

Русские народные игры хороводные

Не пристало забывать, будем чаще в них………….(играть).

 

На такой оптимистической ноте мне бы хотелось бы закончить свое выступление.

Спасибо за внимание!