-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
Вот уже несколько лет
культурологи и социологи твердят о том, что современное поколение не знает
культуру и традиции своего народа. Многие родители считают фольклор
"устаревшим" и практически не используют его для занятий с детьми.
Между тем, произведения народного творчества не только отражают жизнь народа,
его опыт, традиции и ценности, но и способствуют появлению глубинного чувства
родства – своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности.
Приобщение к
истокам русской народной культуры может осуществляться различными
средствами, мы же рассмотрим воспитание средствами народной музыкальной игры.
На
протяжении тысячелетий народные игры были незаменимыми и почти единственным
средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания, а также универсальным методом физической
и умственной подготовки детей. Народ понимал педагогическую ценность детских
игр и всячески заботился об их сохранности. Воспитательное значение игр трудно
переоценить, вот почему педагоги должны уметь
использовать их в учебном процессе, так как дети во время игры приобретают
ценные жизненные качества.
Музыкальные народные
игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в
образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, тренируют
память и речь, способствуют формированию творческих способностей и делают детей
более восприимчивыми к художественным образам.
Четкой
классификации народных игр нет. Но на основе исследований, их условно можно
разделить на виды:
«ГОРЕЛКИ», «ЛОВИШКИ», «ПРЯТКИ», «ЗВОНАРИ», «БУБЕН»
ПОДВИЖНЫЕ (СПОРТИВНЫЕ)
«КУКУШЕЧКА», «РУЧЕЕК», «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «СОЛНЫШКО», «КОСТРОМА»
ОБРЯДОВЫЕ (КАЛЕНДАРНЫЕ)
«СОРОКА», «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «ЗАИНЬКА», «ПАУЧОК», «ВОРОН», «ОЛЕНЬ»
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ (ПРИРОДНЫЕ)
«ГОРШОК», «КАРАВАЙ», «Я ВЕСЕЛАЯ ТКАЧИХА», «КЛУБОЧЕК», «МЕЛЬНИЦА»
ТРУДОВЫЕ (БЫТОВЫЕ)
«ЗВОНАРИ», «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ», «СИЖУ НА КАМУШКЕ»
ИГРЫ С ВОДЯЩИМ
«СОРОКА – СОРОКА», «ЛАДУШКИ», «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ»
ИГРЫ – ЗАБАВЫ
«ЗАИНЬКА – ВЫХОДИ», «ВОЛК – ВОЛЧОК», «БАБКА –ЁЖКА», «ДРЁМА», «ТЕНЬ-ТЕНЬ,
ПОТЕТЕНЬ»
ДРАМАТИЧЕСКИЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ)
Разучивание народных
игр подразумевает несколько этапов:
-
рассказы об игре, ее правилах;
-
рассматривание иллюстрация к играм (предметов старинной утвари, мебели);
-
объяснение значений старинных слов;
-
беседы с элементами диалога (вопросы – ответы);
-
заучивание текста игр;
-подготовка
атрибутов , если требуются (маски, платки и т. д.)
Когда игра разучена, педагог перестает быть центральной
фигурой, а лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, дает
детям сигнал к выполнению действий, контролирует время и порядок выполнения
игры. Дети же вступают в коммуникацию
друг с другом, совместно решают поставленные задачи. По содержанию
все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны,
а народные игры с пением еще и музыкальны. Мелодии в них просты, доступны и не требуют особой вокальной
подготовки.
Легко
исполняются детьми и взрослыми.
ХОРОВОДНАЯ
ИГРА «ВОРОН» (видео)
Воспитателям
такие игры можно проводить в любое время года, в различных ситуациях
повседневного общения с ребенком (перерывы
между занятиями, на улице и в группе). Ведь главная задача всех игр — отдохнуть, создать настроение и
позабавить.
Большинство народных игр не имеет чётких
правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои
творческие способности и даже стать актерами!
ИГРА С
ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
«ТЕНЬ-ТЕНЬ» (видео)
Простота содержания и формы, делают народные игры исключительно ценным материалом в работе с детьми. А использование
ИКТ технологий помогает сделать это знакомство ярким и интересным, особенно в работе с маленькими
детьми. Цветные файлы на проекторе
всегда вызывают у малышей большой интерес, а двигающиеся герои помогают легко разучить ход игры и движения.
ИКТ-ИГРА
«ПОТЕШКИ» (видео)
Конечно
же в практике детского сада широко
используются различные игры: ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные. Но
среди всего многообразия игр следует выделить именно народные. Помимо общеразвивающих задач (развитие внимания, ловкости, смекалки,
командного духа), они знакомят детей
с самобытностью нашей национальной
культуры, её колоритом и своеобразием. Формируют устойчивый интерес и любовь к традициям России. А следовательно,
поднимают уровень патриотического и
нравственного воспитания детей. Ведь развитие
данных качеств детской личности – это путь к духовному возрождению молодого
поколения и всего общества в целом.
Народные игры очень интересны и
актуальны. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в
них. Поэтому, предлагаю вашему вниманию
картотеку народных игр и забав, которую вы можете использовать в своей
работе с детьми.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
Поделиться в социальных сетях:
НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ