2020

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Вот уже несколько лет культурологи и социологи твердят о том, что современное поколение не знает культуру и традиции своего народа. Многие родители считают фольклор "устаревшим" и практически не используют его для занятий с детьми. Между тем, произведения народного творчества не только отражают жизнь народа, его опыт, традиции и ценности, но и способствуют появлению глубинного чувства родства – своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности.

Приобщение к истокам русской народной культуры может осуществляться различными средствами,  мы же рассмотрим   воспитание средствами народной музыкальной  игры.

На протяжении тысячелетий народные игры были незаменимыми и почти единственным средством нравственного, эстетического и патриотического  воспитания, а также универсальным методом физической и умственной подготовки детей. Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Воспитательное значение игр трудно переоценить, вот почему педагоги  должны уметь использовать их в учебном процессе, так как дети во время игры приобретают ценные жизненные качества.

Музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, тренируют память и речь, способствуют формированию творческих способностей и делают детей более восприимчивыми к художественным образам.

Четкой классификации народных игр нет. Но на основе исследований, их условно можно разделить на виды:

 

«ГОРЕЛКИ», «ЛОВИШКИ», «ПРЯТКИ», «ЗВОНАРИ», «БУБЕН»

ПОДВИЖНЫЕ (СПОРТИВНЫЕ)

«КУКУШЕЧКА», «РУЧЕЕК», «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «СОЛНЫШКО», «КОСТРОМА»

ОБРЯДОВЫЕ (КАЛЕНДАРНЫЕ)

«СОРОКА», «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «ЗАИНЬКА», «ПАУЧОК», «ВОРОН», «ОЛЕНЬ»

ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ  (ПРИРОДНЫЕ)

«ГОРШОК», «КАРАВАЙ», «Я ВЕСЕЛАЯ ТКАЧИХА», «КЛУБОЧЕК», «МЕЛЬНИЦА»

ТРУДОВЫЕ (БЫТОВЫЕ)

«ЗВОНАРИ», «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ», «СИЖУ НА КАМУШКЕ»

ИГРЫ С ВОДЯЩИМ

«СОРОКА – СОРОКА», «ЛАДУШКИ», «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ»

ИГРЫ – ЗАБАВЫ

«ЗАИНЬКА – ВЫХОДИ», «ВОЛК – ВОЛЧОК», «БАБКА –ЁЖКА», «ДРЁМА», «ТЕНЬ-ТЕНЬ, ПОТЕТЕНЬ»

ДРАМАТИЧЕСКИЕ  (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ)

Разучивание народных игр подразумевает несколько этапов:

- рассказы об игре, ее правилах;

- рассматривание иллюстрация к играм (предметов старинной утвари, мебели);

- объяснение значений старинных слов;

- беседы с элементами диалога (вопросы – ответы);

- заучивание текста игр;

-подготовка атрибутов , если требуются  (маски, платки и т. д.)

 

Когда игра разучена, педагог перестает быть центральной фигурой, а лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, дает детям сигнал к выполнению действий, контролирует время и порядок выполнения игры. Дети же  вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи. По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны. Мелодии в них  просты, доступны и не требуют особой вокальной подготовки.

Легко исполняются детьми и взрослыми.

 

                            ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ВОРОН»  (видео)

Воспитателям такие игры можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком (перерывы между занятиями,  на улице и в группе).  Ведь главная задача  всех игр — отдохнуть, создать настроение и позабавить.  Большинство народных игр не имеет чётких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности  и  даже стать актерами!

 

                       ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

                                            «ТЕНЬ-ТЕНЬ» (видео)

 

Простота содержания и формы, делают народные игры  исключительно ценным  материалом в работе с детьми. А использование ИКТ технологий помогает сделать это знакомство ярким и интересным,  особенно в работе с маленькими детьми. Цветные файлы на проекторе  всегда вызывают у малышей большой интерес, а двигающиеся герои помогают  легко разучить ход игры и движения.

 

                                          ИКТ-ИГРА  «ПОТЕШКИ» (видео)

 

Конечно же в практике детского сада  широко используются различные игры: ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные. Но среди всего многообразия игр следует выделить именно народные. Помимо общеразвивающих  задач  (развитие внимания, ловкости, смекалки, командного духа), они знакомят  детей  с самобытностью нашей национальной культуры, её  колоритом  и своеобразием. Формируют устойчивый интерес  и любовь к традициям России. А следовательно, поднимают  уровень патриотического и нравственного воспитания детей.  Ведь развитие данных качеств детской личности – это путь к духовному возрождению молодого поколения и всего общества в целом.

 

Народные игры очень интересны и актуальны. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них. Поэтому, предлагаю вашему вниманию  картотеку народных игр и забав, которую вы можете использовать в своей работе с детьми.

 

                                    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!