2020

Музыкально-исследовательский проект "Волшебный мир звуков" (средняя группа)

Проблема

Детям 5-го года жизни для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.

 

Оборудование 

Музыкальные и шумовые (бокалы и папирусная бумага) инструменты

Ноутбук, проектор, мольберт, музыкальная колонка

Цветные картинки, видео, иллюстрированные презентации

Предметы для экспериментов (пластиковая бутылка с водой, баночка с резинкой, колокол, линейка, бумага, целлофан, газеты)

Бросовый материал для изготовления музыкальных инструментов (железные гвозди, болты, ключи)

 

Актуальность проблемы

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого ,наряду с исследованием звуков окружающего мира , необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов ,как традиционных, так и необычных.

 

Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.


Цели:

- развитие и поддержка познавательной активности.

- развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.

Задачи:

- обогащение музыкально-слухового опыта детей.

-знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

-развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.

-развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей.

-пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

 

Ожидаемые результаты:

- повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. - Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. - Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности
- стабилизация эмоционально-психического состояния детей.

 


Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

20.01.20-30.01.20г.

 

2 этап –разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр)

01.02.20.-10.02 20г.

 

3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)

17.02.20 - 30.09.20г.

 

4 этап –подведение итогов( повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и подведение итогов)

01.10.20.-10.10.20г.

 

План реализации проекта:

 

  Дата

       Название

       Формы работы

                 Задача

1 неделя

17.02

«Звуки вокруг нас»

Слушание, звуковой и словесный анализ

(аудиозаписи шумовых и музыкальных звуков ( «На бабушкином дворе»«Пение соловья», «Машина», «Поезд», «Кузнечики и т.д.)

Исследование и словесный анализ звуков окружающего мира. Развитие речи и логику.

19.02.

«Почему мы слышим звуки, но не видим»

Игра «Посидим. Помолчим. Послушаем».  Показ  видео «Фиксики. Опыты со звуком.»

Познакомить детей со способами возникновения звуков.

2 неделя

24.02.

«Как возникают звуки?»

Эксперименты со звуком

(с бутылкой воды, резинкой на стаканчике).

Сказка-шумелка «Теремок».

Закрепить знания детей о том,  как возникают звуки. Развивать речь и память.

26.02.

«Угадай звук»

ИКТ-игры «Угадай звук».

Музыкальная игра «Бусинки».

 

Учить детей на слух различать звуки окружающего мира, познакомить с понятием «вибрация».

3 неделя

9.03.

«Как звуки попадают в уши?»

Словесный рассказ, опыт с линейкой.

Сказка-шумелка «Как медведь сук пилил».

Познакомить детей с понятием «звуковые волны»

11.03.

«Что такое тишина. Почему мир вокруг нас звучащий»

Игра «Звуки мы идем искать».

Сказка – шумелка «Заяц в зимнем лесу».

Обобщить знания детей о звуках окружающего мира (как возникают, почему мы их слышим). Развитие воображения , умения мыслить и запоминать.

4 неделя

10.08

«Шумовые и музыкальные звуки»

Игра «Звуки мы идем искать».

Муз.-дидакт. игра «На чем играет кукла Катя».

Оркестр «Парикмахерская полька».

Познакомить детей с понятиями «музыкальные» и «шумовые» звуки.

12.08.

«Звуки разные бывают»

Беседа-демонстрация «Деревянные звуки». Муз.-дидакт. игра «Музыкальная шкатулка»

Учить различать на слух музыкальные и шумовые звуки.

5 неделя

17.08

«Высокие и низкие звуки»

ИКТ-игра «Музыкальное дерево»

Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д. Хармса «Старичок» с использованием разных металлических инструментов.

 

Учить детей различать на слух высоту звуков.

 

19.08

«Громкие и тихие звуки»

Музык.- дидакт.  игра «Громко-тихо»

Развивать внимание слушать и правильно воспроизводить разные по силе звучания музыкальные фрагменты.

6 неделя

7.09.

«Длинные и короткие  звуки»

Чтение  и обыгрывание ритмичеких формул.

Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени»«Светит месяц».

 

Учимся правильно воспроизводить разные по длительности звуки. Развитие памяти и внимания.

9.09.

«Маленькие музыканты»

Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство» (бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и. т. д.)

«Хрустальный оркестр» (разучивание)

Исследование свойств «бумажных» и «стеклянных»  звуков. Формировать навыки общения в совместном музицировании. Знакомить детей с приемами игры на бокалах.

7 неделя

14.09

«Веселые и грустные звуки»

Слушание и беседа о характере музыки.

ИКТ-игра «Во саду ли, в огороде».

Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной).

Учить различать на слух характер контрастных пьес.

16.09.

«Что такое оркестр?»

Рассказ-беседа «Что такое оркестр?» (понятия «дирижер», «исполнители», «солист»)

Металлическая фантазия (металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, 

«звенелки» из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и. т. д.) 

Расширять музыкальный кругозор детей, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса.

8 неделя

21.09.

«Инструменты русского народного оркестра»

Иллюстрированный музыкальный рассказ «Инструменты русского народного оркестра»

Познакомить детей с инструментами народного оркестра. Привитие детям любви и интереса к народной музыке.

 

23.09.

«Инструменты симфонического оркестра»

Иллюстрированный музыкальный рассказ «Инструменты симфонического оркестра»

Знакомство с разновидностями инструментов симфонического оркестра и их тембровой окраской.

9 неделя

28.09.

«Такие разные погремушки»

Изготовление погремушек, маракасов из подручных материалов (баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и. т. д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и т. д.)

С помощью доступного бросового материала дать идеи для размышления и пополнения предметно-пространственной среды ДОУ по системе элементарного музицирования.

30.09.

«Весело играем, весело живем»

Развлечение «Мы шагаем весело, разыскивая песенку»

Обобщение и закрепление полученных знаний. Совершенствование игры на музыкальных и шумовых инструментах.

 

Формы реализации проекта:

- Исследование звуков окружающего мира.

- Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.

- Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического   аккомпанемента к детским стихам и песенкам.

- Звуковая иллюстрация стихов и сказок-шумелок

- Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.

- Чтение стихови сказок про музыкальные инструменты-чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты(«Дудочка  и  кувшинчик»,  «Бременские  музыканты»,  «Гусли-самогуды»)

 

Методы: беседа-иллюстрация, показ, рассказ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

 

Продукт проекта:

Развлечение «Шагаем мы по лесенке, разыскивая песенку» (дети)

Презентация проекта на педсовете (педагоги)

 

 

 

 

 

 

Музыкальный материал:

 

А. Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем»

Аудиозаписи шумовых и музыкальных звуков ( «На бабушкином дворе»«Пение  соловья»«Гуси»«Кузнечики»«Улетают журавли»«Котик мурлычет»«Осенний дождик»).

ИКТ-игра  «Звучащее дерево», «Угадай характер музыки», «Где звучит?», «Звуки мы идем искать».

Беседа-демонстрация «Деревянные звуки» (деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики, ложки,трещотки, ксилофон, рубель). 

Подбор ритмического рисунка к попевкам «Осень»«Воробушек летит» с использованием деревянных инструментов.

Игра «Музыкальная шкатулка»

Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н. Кононовой

Игра «Бусинки» Т. Тютюнниковой

Металлическая фантазия (металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, «звенелки» из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и. т. д.)  Беседа-демонстрация «Металлические звуки»

Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д. Хармса «Старичок» с использованием разных металлических инструментов.

Изготовление погремушек, маракасов из подручных материалов (баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и. т. д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и. т. д.) 1. Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки»

Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени»«Светит месяц».

Бумажный карнавал (бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и. т. д. 1. Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство»

Танец бумажных бабочек (познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха), танцевально –ритмический этюд «Гномы»

      Озвучивание сказок-шумелок  «Заяц в лесу», «Теремок», «Как медведь сук пилил».

      Оркестр «Парикмахерская полька», «Ложкари».

 

 

Используемый методический материал

Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001 г

Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа – Композитор, 2009 г.

Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., «Откуда берется звук?» - журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

«Музыкальный руководитель», №5, 2006 г.

Интернет-ресурсы: -http://nsportal.ru/detskiy-sad/

                                  -http://www.solnet.ee/parents/p11_07.html

 

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

 

Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей. У детей сформируется навык игры на разных музыкальных и шумовых инструментах.

 

В ходе музыкально-исследовательского проекта дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному будут воспринимать окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности и воображение.

 

 

                                                          МЕТОД  ТРЕХ  ВОПРОСОВ

Что  знаем?

Что хотим  узнать?

Что надо сделать, чтобы узнать?

Окружающий мир вокруг нас звучащий  (скрипнула дверь, чирикают птицы, музыка играет, звонок телефона, ребята поют)

 

Он полон разных  звуков.  

Мы их слышим, но не видим.

(слышим ушами, их не видно, только слышно, когда не слышно звуков – это тишина)

             

Почему  мы слышим звуки, но не видим?

 

Как звук попадает в ухо?

 

Все звуки одинаковые или нет?  (шумовые и музыкальные)

 

Чем они различаются между собой:

-         высокие и низкие,

-         длинные и короткие,

-          громкие и тихие,

-         веселые и грустные (мажор и минор)

 

Как можно записать звуки?

Разные звуки  могут «дружить» ?

(сочетаться между собой)

Послушать звуки вокруг себя  и сделать словесные выводы.

 

Проделать опыт.

 

Прослушать записи шумовых звуков и

фрагменты звучания музыкальных  инструм.

 

Научиться играть  на музыкальных и шумовых инструментах.

 

Поиграть в муз.-дид. играы.

 

Озвучить сказки-шумелки.

Изготовить  шумовые и музыкальные  инструменты  своими руками.

 

                                    Метод «Мыслительных карт».

 

   Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Этот приём является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ мышления. «Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!»

   Основателем техники «Мыслительных карт» является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Согласно методике Тони Бьюзена, эффективность мыслительных процессов можно повысить, подключив к процессу правое полушарие и разбавив монотонное логическое восприятие информации наглядными образами и ассоциациями. Для этого Тони Бьюзен использует ментальные карты – визуальное изображение проблемы, которую нужно решить или предмета, который нужно запомнить. В результате получаем «карту мышления» - визуальное отображение собственного представления о

предмете или проблеме. На такой ментальной карте хорошо видны все главные аспекты проблемы, пробелы в понимании вопроса, ассоциативные связи, а главное – она отображает не результат, а сам процесс мышления. Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

   В  моем проекте мыслительная карта составляется в виде музыкального домика.  Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Далее в каждом окошке рисуется картинка  -  ассоциация. В ней заключена главная мысль определенной информации. Например, свой рассказ можно начать так: «Это – музыкальный домик. В нем живет очень много звуков и все они разные (1 катинка) Ребята, почему мы слышим звуки? (2 картинка). Как звуки попадают в уши? (3 картинка). Какие бывают звуки? (4 картинка). Звуки бывают веселые и грустные (5 картинка).  Высокие, средние и низкие (6 картинка).  Длинные и короткие (7 картинка). Тихие и громкие (8 картинка). Разные звуки умеют дружить - сочетаться между собой (8 картинка).